77,6 млн долларов предоставит Токио российской трубопроводной компании «Транснефть» на проведение исследования проекта Тайшет-Находка. Планируется, что уже к концу июля исследование закончится, а проектная документация будет завершена в начале 2005 года.
Специалисты «Транснефти», сообщает «Независимая газета», оценивают стоимость строительства восточного нефтепровода в 13 млрд долл. При этом японская сторона осенью 2003 года заявляла, что готова направить 7 млрд долл. инвестиций — не только на строительство этой трубы, но и на развитие месторождений Восточной Сибири, на которые она и рассчитана.
Даже если все обещанные деньги действительно будут проинвестированы и направлены только на нефтепровод, России придется найти еще около 6 млрд долл. — при том, что вся инвестиционная программа «Транснефти» на 2004 год составляет 2 млрд долл. Впрочем глава «Транснефти» Семен Вайншток намерен запустить нефтепровод еще до полного окончания его строительства. Построив по тысяче километров с обоих концов предполагаемой трубы, он планирует возить нефть между ними по Байкало-Амурской магистрали. ОАО «РЖД» и «Транснефть» в настоящее время прорабатывают этот вопрос.
Южный маршрут трубы Ангарск-Дацин («юкосовский маршрут»), который в свое время предлагал ЮКОС, в Москве уже не рассматривается. Когда Минприроды выдало на него отрицательное заключение ввиду близости к Байкалу, переделывать маршрут не стали и полностью переключились на разработку северного маршрута. Впрочем, в Пекине все еще надеются и на российские поставки нефти. «Я полагаю, что нет оснований для сомнений или домыслов, будто „российское правительство препятствует развитию сотрудничества“, — сказал посол КНР в России Лю Гучан. — Во-первых, потому что сотрудничество в нефтегазовой отрасли взаимовыгодно. Во-вторых, руководители и правительство России дали ясные обещания поддерживать двустороннее сотрудничество в нефтегазовой отрасли, включая строительство трубопроводов».