Страсбургский суд по правам человека согласился рассмотреть предполагаемые юридические злоупотребления по делу нефтяного магната Михаила Ходорковского, его бизнес-партнера Платона Лебедева и сотрудника компании ЮКОС Алексея Пичугина. Все они несколько месяцев находятся в тюрьме без суда. Об этом заявил в воскресенье канадский адвокат Ходорковского Роберт Амстердам в интервью Financial Times.
Вероятно, это решение создаст новую напряженность между Россией и Европой и вновь привлечет внимание мировой общественности к процессу, который навлекает резкую критику на правительство президента Владимира Путина и вызывает озабоченность по поводу демократии, прав собственников и иностранных инвестиций в страну, сообщает InoPressa.ru.
Амстердам добивается от Страсбурга вынесения решения в срочном порядке по делу Лебедева, которому грозит потеря зрения из-за высокого кровяного давления, так как российские власти отказали в ходатайстве о независимом медицинском обследовании. Прокуратура настаивает на скором рассмотрении дела в суде, несмотря на аргументы защиты о том, что ей надо изучить 140 томов дела.
Обращения в Страсбург были тайно подготовлены и поданы в прошедшие месяцы, но, по словам Амстердама, они не были приняты.
Российская сторона утверждает, что она действует с соблюдением всех юридических процедур и имеет основания вести дела Ходорковского и Лебедева о мошенничестве в размере 1 млрд долларов и уклонении от уплаты налогов, а также расследование в отношении Пичугина о его возможной причастности к убийству. Многие считают это преследование политически мотивированным.
По словам Амстердама, жалобы касаются содержания под стражей по произволу и незаконного ареста троих подозреваемых. Он назвал действия российской прокуратуры «карикатурой на юстицию». Он заявил также, что справедливый суд в России невозможен.
Этим заявлениям предшествовало вынесенное в пятницу Басманным судом Москвы решение оставить Ходорковского под стражей до мая.
Ходорковский и его адвокаты, которых проинформировали о дате и времени судебных слушаний всего за несколько часов до их начала, получили 400 страниц дополнительных материалов дела за час до суда. Они подвергли критике слабость аргументов обвинения, настаивавшего на отказе в ходатайстве об освобождении под залог.
По словам Амстердама, все признаки указывают на подготовку «показательного процесса». Он подчеркнул важность того, чтобы дело слушалось в открытом судебном процессе, где слабость позиции прокуратуры станет, по его мнению, очевидной.