Транспортные ограничения в перспективе способны стать одним из серьезных препятствий при реализации долгосрочных целей Энергетической стратегии, гласят основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Разработку перспективных нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона сдерживает отсутствие трубопроводной транспортной инфраструктуры на Востоке.
Отсутствие у России собственных глубоководных портов в Дальневосточном и Северо-Западном регионах лишает страну возможности расширять рынки сбыта энергоресурсов. Отсутствие высоковольтных линий электропередачи между Европейской частью России, Восточной Сибирью и Дальним Востоком, несбалансированность тарифных систем в железнодорожных перевозках значительно ограничивают развитие единого внутреннего рынка энергоресурсов, способствуют усилению экономической изоляции отдельных регионов России.
От транспортной системы страны в значительной степени зависят темпы освоения ресурсов углеводородов и объемы инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль.
Обеспечить надежное энергоснабжение страны позволит осуществление в России проектов по строительству магистральных трубопроводов. Оно также открывает новые пути для потребления российской нефти, газа и нефтепродуктов на перспективных рынках — как в Западной Европе, на Дальнем Востоке и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, так и в Северной Америке.
Для России с ее уникальным географическим и геополитическим положением особое значение имеет транзит энергоресурсов через ее территорию. Россия должна стать важным транзитным коридором энергоресурсов для центрально-азиатских и прикаспийских государств. Поддержка должна оказываться российским компаниям при их участии в перспективных трубопроводных проектах за пределами России.
Принимая во внимание уровень и значимость усилий по модернизации и развитию потенциала российских магистральных нефтегазопроводов необходимо создать, исходя из Энергетической стратегии России, Концепцию развития трубопроводного транспорта Российской Федерации. Эта Концепция должна включать в себя программу развития системы магистральных трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов, которые будут способствовать процессу интеграции российской экономики с мировым рынком.
Развитие транспортных систем должно осуществляться под государственным контролем и быть направлено на своевременное определение и ликвидацию узких мест. Строительство новых магистралей предполагается осуществлять за счет кредитов и средств инвесторов при гарантиях производителей на поставки соответствующих объемов нефти.
Система магистральных нефтепроводов получит дальнейшее развитие, в основном, за счет реализации следующих мероприятий: дальнейшее развитие Балтийской трубопроводной системы, разработку которой осуществляет компания «Транснефть», до пропускной способности 50 млн тонн нефти в год; доведение максимальной пропускной способности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 67 млн тонн в год; завершение интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» и организации нового экспортного направления на средиземноморский порт Омишаль в Хорватии. После завершения проекта объем транспортировки по этому нефтепроводу составит 15 млн. тонн нефти в год.
В эти мероприятия включены также реализация проекта строительства нефтепровода «Ангарск-Находка», для обеспечения развития ресурсной базы Восточной Сибири, и реализация проекта «Ангарск — Дацин» для поставок китайской (добытой в Казахстане) нефти в Китай.
Стратегически важная задача — создание новых российских нефтеэкспортных портов на Балтике и в Баренцевом море.
Получит дальнейшее развитие система нефтепродуктопроводов,