Россия и Казахстан согласовали свои позиции относительно увеличения мощности КТК. Мощность трубопровода к 2012 году будет увеличена с 32 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн.
Россия и Казахстан согласовали свои позиции относительно увеличения мощности каспийского трубопровода. Его мощность к 2012 году будет увеличена с 32 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн, сообщили в Минпромэнерго. Согласно договоренности между Россией и Казахстаном, из 67 млн тонн нефти, транспортируемой по КТК, 17 млн тонн будет направлено в трубопровод Бургас-Александруполис. Вопрос о расширении пропускной мощности КТК рассматривался уже около 7 лет. Однако до сих пор Россия, как крупнейший акционер консорциума, блокировала увеличение мощности трубопровода, рисует историю вопроса генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации», профессор Тамара Касьянова. Дело в том, что КТК является убыточным — долги консорциума превышают 5 млрд долларов. В этой связи Россия не видела смысла увеличивать мощность КТК без увеличения транзитных тарифов. Однако остальные участники проекта не были готовы пойти на повышение стоимости транзита. Долгое время ситуация с КТК оставалась в подвешенном состоянии — стороны не могли прийти к компромиссу. Между тем, рост добычи нефти в Казахстане требовал разрешения транспортной проблеммы. В итоге, один из крупнейших акционеров КТК — Chevron, который активно наращивает объемы добычи в Казахстане, предупредил Россию, что в случае блокирования вопроса о расширении трубопровода, рассмотрит возможность прокачки добываемой нефти через Азербайджан и Грузию. В качестве альтернативы КТК Chevron видит поставки нефти по трубопроводу Тенгиз-Актау-Курык, мощностью 15−20 млн тонн в год, сообщает эксперт. Кроме того, рассматривается вариант транспортировки нефти до Баку морем, а затем направлять топливо в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Часть нефти можно поставлять в грузинские черноморские порты. Вполне возможно, что перспективы потерять транзит казахской нефти, повлияли на решение Москвы о расширении КТК, предполагает Тамара Касьянова. Впрочем, Россия, несмотря на финансовые трудности КТК, и сама нуждается в расширении трубопровода. Сейчас Транснефть реализует проект трубопровода Бургас-Александруполис, первоначальная мощность которого составит 35 млн тонн нефти в год. Учитывая стагнирующий рост нефтедобычи в стране и скорое открытие азиатского маршрута, куда и пойдет основной прирост нефтедобычи, у России может не хватить нефти для заполнения Бургас-Александруполис. Данный вопрос удалось решить за счет казахской нефти, благодаря чему разрешилась и проблема КТК. Компромиссом по вопросу расширения трубопровода стало решение о поставке части казахской нефти, транспортируемой по КТК, в Бургас-Александруполис. Таким образом, Россия гарантирует заполнение болгарско-греческого трубопровода наполовину, а остальные акционеры КТК получат дополнительные мощности по транспортировке добываемой нефти, не прибегая к поиску альтернативных маршрутов. Данное решение может удовлетворить всех акционеров консорциума, рассуждает эксперт.