24 марта на рейде Мурманска состоится торжественная церемония, посвященная вводу в эксплуатацию уникальной системы перевалки нефти на экспорт посредством гигантского танкера-накопителя.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе «Роснефти», делегация «Роснефти» во главе с президентом компании Сергеем Богданчиковым примет участие в торжественной церемонии.
Церемония пройдет на борту плавучего нефтехранилища — танкера-накопителя «Белокаменка», который находится на рейде в Мурманском порту. Это крупнейший в России танкер: его грузоподъемность — 360 тыс. тонн, длина — 350 метров, ширина — 50 метров, высота палубы — почти 40 метров.
Согласно новой экспортной схеме, нефть загружается на малые танкеры в архангельском порту, поставляется на плавучее нефтехранилище, затем перегружается на большие экспортные танкеры грузоподъемностью до 200 тыс. тонн, которые, в свою очередь, смогут доставлять российское сырье в порты Европы и Америки. Таким образом, будет обеспечена поставки сырья по замкнутому циклу от «скважины до танкера и далее до потребителя».
Реализация данного проекта позволит увеличить экспортный потенциал России минимум на 8−10 млн тонн нефти в год.
В условиях недостатка экспортных мощностей, «Роснефть» уделяет особое внимание комплексному развитию производственной и экспортной инфраструктуры на Северо-Западе РФ, который является одним из стратегических регионов деятельности компании. «Роснефть» располагает здесь крупными активами, такими как «Северная нефть», «Севморнефтегаз» (совместно с «Газпромом») и «Полярное сияние» (совместно с ConocoPhilips). Для развития нефтепереработки в этом регионе подписано соглашение с Ленинградской областью и ОАО «Сургутнефтегаз» о строительстве НПЗ в районе Приморска, недавно получено разрешение на сооружение здесь же нефтяного терминала.
В области сбытовой инфраструктуры «Роснефть» владеет предприятиями «Архангельскнефтепродукт» и «Мурманскнефтепродукт». Таким образом, в регионе создана промышленная цепочка полного цикла — от разведки и добычи до реализации на рынке.
Для ввода в действие новой экспортной схемы компания проводит масштабную реконструкцию нефтеперевалочной базы в Архангельске. После завершения первого этапа работ, мощность первой очереди терминала достигла 2,5 млн тонн нефти в год. Вторая очередь мощностью также 2,5 млн тонн будет введена в эксплуатацию в 2005 году. В 2004 году компания планирует направить на экспорт через терминал не менее 2,1 млн. тонн нефти, добытой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Ожидается, что через танкер-накопитель по схеме, аналогичной поставкам нефти из архангельского порта, будут осуществляться поставки на экспорт нефти с Приразломного нефтяного месторождения, расположенного на шельфе Баренцева моря. В дальнейшем в эту схему экспорта нефти планируется интегрировать также поставки сырья с сибирских месторождений «Роснефти», в частности с Ванкорского блока месторождений (Красноярский край).