То, что сторонам все-таки удалось договориться, можно считать очень хорошей новостью и серьезным шагом в развитии энергетических отношений между Россией и<br>Китаем…
Китая подписали итоговые документы о кредитах российским компаниям на 25 млрд
долларов в обмен на контракт о поставках нефти из России в Китай сроком на 20 лет.
Об этом сообщает «Вести».
Помимо этого, было парафировано межправительственное соглашение о строительстве
ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан на Китай, а CNPC
и Транснефть подписали соответствующий контракт на строительство и эксплуатацию
участка.
Напомним, переговоры о кредите в размере 15 млрд долларов для Роснефти и 10
млрд для Транснефти тянутся с осени прошлого года, однако стороны не могли
согласовать условия кредита. Предметов спора было несколько. Разногласия вызывала
и процентная ставка по кредиту (президент Транснефти говорил, что его компания
хотела бы ставку в районе 6−7% годовых, китайская сторона настаивала на плавающей,
а не фиксированной ставке), и гарантии возврата. Не удавалось согласовать и цену
на российскую нефть, напоминает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. Ранее Роснефть брала у Китая кредит на покупку Юганскнефтегаза, заключив экспортный контракт на пять лет, по цене,
предполагающий дисконт в $ 3 к средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяц поставки. Не исключено, что Китай рассчитывал на сходную схему,
однако Россия не раз заявляла, что на подобные условия больше не пойдет. Можно
предположить, что именно «ценовое» разногласие было ключевым, и ни одна из сторон
не хотела уступать другой, отмечает эксперт. Сейчас цены на нефть держатся на низком уровне, а значит, для Роснефти было бы вдвойне нежелательно продавать черное золото
дешевле и так невысокой рыночной стоимости. С другой стороны, Китай, который в условиях кризиса ликвидности предоставляет российским партнерам достаточно крупную
сумму, видимо, тоже был полон решимости добиться наиболее выгодных для себя
условий.
То, что сторонам все-таки удалось договориться, можно считать очень хорошей
новостью и серьезным шагом в развитии энергетических отношений между Россией и Китаем, полагает аналитик. Несмотря на все разногласия, Москва и Пекин нуждаются друг в друге: Китаю необходим стабильный поставщик энергоресурсов, а для экспортеров нефти Китай, несмотря на замедление темпов экономического роста, является очень хорошим рынком сбыта. Да и китайские деньги также придутся весьма кстати и Траснефти, которая недавно увеличила инвестпрограмму на текущий год, и для Роснефти, имеющей самую высокую среди российских нефтяников долговую нагрузку. Скорее всего, к скорейшему заключению контракта российскую сторону подтолкнуло и то, что Китай начал активно искать других поставщиков энергоресурсов, рассуждает специалист. На прошлой неделе председатель КНР Ху Цзиньтао съездил в Саудовскую Аравию, чтобы заключить новые контракты на поставку нефти.
Нынешнее решение, скорее всего, ускорит строительство ВСТО, который также является очень важным проектом, прогнозирует Александр Шток. На данный момент поставки нефти в Китай в рамках контракта до 2010 года по железной дороге осуществляет Роснефть (между тем ж/д перевозки обходятся очень дорого), по трубопроводам через Казахстан черное золото в Поднебесную экспортируют «Газпром нефть» и ТНК-ВР. ВСТО позволит выйти на совсем другие объемы поставок и принципиально новые отношения с Китаем.
Как отмечает специалист, в условиях, когда ЕС активно декларирует стремление к энергонезависимости и ищет альтернативных России поставщиков энергоресурсов,
отечественным нефтяникам также целесообразно подумать о диверсификации собственных поставок и частично переориентировать их с запада на восток.