«Нефть и газ в странах бывшего СССР» — под таким девизом прошел один из важнейших форумов в рамках 89-й ежегодной Международной нефтяной недели на Темзе.
Коснувшись нынешнего кризиса в Персидском заливе, председатель совета директоров межгосударственной нефтяной компании «Союзнефтегаз» Юрий Шафраник наглядно показал, что любые, пусть даже продиктованные благими побуждениями вооруженные акции в богатых стратегическими ресурсами странах подрывают относительную стабильность глобального энергобаланса. Поэтому для вовлечения иракского углеводородного потенциала в мирохозяйственные связи нужна не интервенция, а, наоборот, постепенное смягчение режима ООНовских санкций и переход заинтересованных инвесторов, в том числе американских, к масштабным проектам в этой стране. Об этом сообщает журнал «Нефть и капитал».
Стремительный рост нефтегазовой индустрии РФ был охарактеризован оратором не как феномен, а как закономерное возвращение России на утраченные ранее позиции. Более чем двойное — за последние три года — увеличение инвестиций, снижение отраслевых издержек на 30−60%, выход экспорта «черного золота» на уровень 183 млн тонн, а нефтепродуктов — до 90 млн — все это слагаемые успехов, которым, правда, не гарантировано столь же динамичное продолжение. Многое будет зависеть от притока инвестиций и мировой конъюнктуры.
Вице-президент «ЮКОСа» Рей Леонард высказал свое мнение об углеводородном потенциале России. Он считает, что к категории доказанных запасов нефти в недрах РФ можно отнести 97−119 млрд баррелей — это вдвое, а то и втрое больше официальных зарубежных оценок. Недоказанных, но вероятных залежей — не меньше 44 млрд баррелей. Это является базой для быстрого, буквально за пять лет, выхода России на ежесуточную добычу 10 млн баррелей и сохранения этого уровня до 2020 года. Докладчик высказал уверенность в том, что через пять лет, после завершения строительства трубопроводов Ангарск — Дацин (КНР) и Западная Сибирь — Мурманск, экспортный потенциал России значительно возрастет.
В свою очередь, президент АК «Транснефть» Семен Вайншток поделился с аудиторией своими сомнениями: просчитаны ли все параметры этого арктического проекта, и готовы ли Соединенные Штаты к долговременной, не зависящей от ценовой и международно-политической конъюнктуры, приемке российской нефти с атлантического направления? Глава крупнейшей в мире нефтепроводной госмонополии призвал к примату трезвых бизнес-расчетов над иными соображениями, будь то затянувшаяся на годы прокладка сомнительной во многих отношениях трассы Баку — Тбилиси — Джейхан или споры вокруг некоторых тихоокеанских экспортных маршрутов. В качестве примеров подлинно выгодных, лишенных политического подтекста инициатив докладчик сослался на проект «соединительной» трассы «Дружба» — «Адрия» и на варианты прокладки артерий от Ангарска в южном и восточном направлениях.
Категорически не согласился Семен Вайншток с недобросовестной пропагандистской кампанией вокруг так называемого «удушения» вентспилских терминалов по мнимой прихоти «Транснефти», которая, якобы, блокирует поставки через Латвию ради загрузки российского порта Приморск. С такой лексикой, подчеркнул оратор, дело не пойдет — пора переводить дискуссию за стол серьезных, ответственных переговоров.
На взгляд вице-президента Тюменской нефтяной компании Стэна Половца, конкретных путей для прихода западных нефтяных корпораций в Россию насчитывается всего шесть. Но в силу ряда причин некоторые из них уже невыгодны — это создание совместных предприятий и приватизация госактивов, тем более что почти все они уже разобраны. Другие формы инвестирования возможны, но сомнительны с точки зрения отдачи — это участие в соглашениях о разделе продукции, сделки по специальным (со стадии геологоразведки) схемам и, наконец, прямые слияния.
Единственным остающимся путем является заключение зарубежными компаниями стратегических альянсов не с самими российскими нефтяниками, а с держателями их акций на макрофинансовом уровне. Именно в этом русле состоялась недавняя сделка Би-Пи с акционерами ТНК и «Сиданко» — банковскими структурами «Альфа» и «Ренова». Вопреки пессимистическим публикациям на Западе о мнимой проблематичности конечного исхода этого совместного мега-проекта, Стэн Половец убежден: примеру Би-Пи наверняка последуют другие.