"Проблемы рынка смазочных материалов на сегодняшний день вышли из отраслевых рамок, перейдя уже на международный уровень. И хотя нефтепереработка в нашей стране в полной мере обеспечивает российский рынок собственными нефтепродуктами, зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел — катализаторов, присадок и химикатов резко возросла.
«Проблемы рынка смазочных материалов на сегодняшний день вышли из отраслевых рамок, перейдя уже на международный уровень. И хотя нефтепереработка в нашей стране в полной мере обеспечивает российский рынок собственными нефтепродуктами, зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел — катализаторов, присадок и химикатов резко возросла». Об этом на международной конференции «Современные технологии производства масел и присадок к смазочным маслам» заявил президент Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России Виктор Рябов. По его словам, чтобы избавиться от импортозависимости, маслозаводам и фирмам, производящим присадки, необходимо выполнить колоссальную программу для перехода на выпуск масел европейского уровня. Перед наукой и производством поставлена уникальная по сложности задача коренного пересмотра технологии получения базовых масел и присадок к ним. Помимо эффективных технологий гидроочистки и селективной очистки необходимо внедрять технологии гидрокрекинга рафинатов, каталитической гидроизомеризации гачей и парафинов, тем более что опыт у ведущих разработчиков этих технологий и производителей масел уже накоплен. Рябов обозначил также проблемы, связанные с отсутствием технических регламентов для масел и невозможностью испытаний по международным стандартам, наличие контрафактного оборота. Неудовлетворительное состояние производства масел в России, ослабление позиций на внутреннем рынке подтвердил и анализ независимых экспертов, говорится в сообщении Роснефти. Эмоциональным было выступление генерального директора ЗАО «НАМИ-ХИМ» Бориса Бунакова. Его доклад «Моторные масла для автомобильной техники. Существующий ассортимент. Требования производителей» содержал призыв к производственникам быстрее реагировать на стремительное насыщение страны современными автомобилями известных иностранных брендов, которые должны обеспечиваться маслами высших категорий. Комитет по топливам и смазочным материалам Ассоциации автомобильных инженеров, который возглавляет Б. Бунаков, по его словам, видит решение проблем российского масляного бизнеса в «скоординированности активных и грамотных действий, как со стороны государственных структур, так и производителей техники и нефтепродуктов». Он сказал, что ассоциация разрабатывает новые методы испытаний и предпринимает меры к сближению российской испытательной системы топлив и масел с передовыми системами США и Европы. Чем больше хороших нефтепродуктов, тем лучше потребителям. Эта мысль была лейтмотивом большинства докладов на конференции. Итоговым документом встречи стал Меморандум, в котором выражена консолидированная позиция представителей отраслевой науки, предприятий-производителей и потребителей масел и присадок в необходимости неотложных мер по расширению регулирующих функций государства в ТЭК для решения вопросов модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков предложено создать единый координационный центр по развитию исследований и производству присадок к смазочным маслам и топливам и просить выйти в правительство РФ с предложением организовать государственный центр по испытанию масел на современном уровне.