На присоединение России к нефтепроводу Казахстан — Китай в значительной степени окажут влияние условия, которые непосредственно связаны с эксплуатацией, — об этом заявил на брифинге после официального открытия Национальной выставки России в Казахстане министр энергетики и промышленности России Виктор Христенко.
Российский министр считает, что Казахстан действует «абсолютно правильно, открывая новые направления, в том числе и поставки нефти в Китай». «Это абсолютно адекватная, нормальная работа», — подчеркнул глава Минпромэнерго России. «Такой гигантский и крайне перспективный рынок, как Китай, безусловно привлекает внимание», — подчеркнул он.
Как сообщается на официальном сайте «Транснефти», Виктор Христенко высказался за то, чтобы «наши перспективы по добыче объема (нефти и газа) и направлениям (транспортировки) как можно более на ранней стадии были известны друг другу и согласованы». «Тогда мы будем, с одной стороны, лишены сюрпризов, с другой стороны, — готовы к любым вариантам развития событий», — отметил министр.
«Мы сегодня ведем с Казахстаном перспективную работу по нефтяному и газовому балансу, в том числе, и для того, чтобы обеспечить совершенно четкие приоритеты под перспективные проекты развития трубопроводного транспорта», — подчеркнул глава Минпромэнерго.
Кстати, сегодня в Карагандинской области Казахстана состоится церемония официального открытия строительства нефтепровода Атасу (Казахстан) — Алашанькоу (Китай).
Для строительства этого нефтепровода была создана совместная проектная компания ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», учредителями которой стали крупнейшая нефтетранспортная компания
По проекту, нефтепровод Атасу — Алашанькоу будет построен от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области (в центре Казахстана) до железнодорожной станции Алашанькоу на территории Китая. Протяженность нефтепровода, по предварительным расчетам, составит 988 километров, диаметр трубы — 813 мм, пропускная способность — 10 миллионов тонн в год на первом этапе, с дальнейшим увеличением до 20 миллионов тонн на втором этапе реализации проекта.
Завершение строительства нефтепровода планируется к концу 2005 года, ввод в эксплуатацию с 2006 года. По расчетам казахстанских специалистов, спрос на нефть у потребителей в западных районах Китая в ближайшие годы превысит предложение, и эта тенденция будет расти.
В результате строительства новой магистрали Атасу — Алашанькоу китайская сторона будет получать нефть каспийского региона Казахстана.
«Атасу — Алашанькоу» станет первым экспортным нефтепроводом Казахстана, который позволит республике самостоятельно поставлять углеводороды на мировые рынки.
Железнодорожный узел Алашанкоу уже сейчас стал крупнейшим нефтяным перевалочным пунктом — в августе текущего года через него прошло 150 тысяч тонн нефти, что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.