МПР России и неправительственные природоохранные организации, объединенные в Международный социально-экологический союз (МСЭС), выражают обеспокоенность в связи с низким уровнем безопасности танкерных перевозок в акватории Балтийского моря. В частности, тревогу вызывает использование устаревших типов танкерных судов в экологически чувствительной акватории Балтийского моря, а в зимнее время — судов низкого класса ледовой защиты.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе МПР, в связи с ростом пропускной способности Балтийской транспортной системы в 2004 году вырос объем танкерных перевозок нефти из российского порта Приморск на Балтийском море. За первое полугодие 2004 года через Приморск было отгружено 19,92 миллиона тонн нефти, в то время как за первое полугодие 2003 года — лишь 6,5 миллионов тонн.
В связи с трехкратным увеличением объемов отгружаемой нефти грузовладельцы нередко пользуются услугами транспортных компаний, располагающих устаревшим флотом. В настоящее время, по данным экспертов МСЭС, в акватории Балтийского моря систематически проводится межсудовая перевалка нефти, а в зимнее время из порта Приморск в нарушение существующих ограничений осуществляется отгрузка нефти на танкеры, ледовая защита которых не соответствует реальной ледовой обстановке.
Балтийское море в целом и Финский залив в частности являются акваториями, для которых в случае масштабной аварии с последующим разливом нефти на десятки лет предопределены негативные последствия для населения, окружающей среды и хозяйственной деятельности.
Хельсинская конвенция по защите морской природной среды Балтийского моря 1992 года, к которой Россия присоединилась в 1998 году, определяет основные принципы и обязательства стран-участников по принятию законодательных, административных и других мер в целях предотвращения и ликвидации загрязнений, поступающих на Балтийском море. Россия, действуя совместно с Европейским союзом в рамках Хельсинской конвенции, стремится обеспечить эффективное управление нефтеперевозками из портов Российской Федерации на Балтике.
Специалисты Министерства и эксперты общественных организаций намерены проводить совместную работу в рамках Хельсинской конвенции для реализации программ и проектов по защите морской среды Балтийского моря. С этой целью в Министерстве природных ресурсов РФ и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования создана рабочая группа, которая в ближайшее время выработает рекомендации всем заинтересованным сторонам.