23−25 ноября 2004 года президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев и возглавляемая им делегация компании посетят Китайскую Народную Республику. Сегодня в Пекине состоится рабочая встреча делегации с руководством Министерства железных дорог КНР по вопросам обеспечения перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Одним из вопросов, который планируется рассмотреть на встрече, является взаимодействие железнодорожников с пограничными, таможенными и другими контрольными органами в целях выполнения намеченных руководителями двух стран объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, включая возрастающий объем нефтяного экспорта в Китай.
ОАО «РЖД» и железные дороги Китая договорились разработать комплекс мер для максимального удовлетворения потребностей в перевозке сырой нефти. В настоящее время в направлении Китая перевозится около 5−6 миллионов тонн нефти в год. Предполагается, что в дальнейшем объем перевозок будет увеличиваться.
Основным поставщиком российской нефти в Китай является НК «ЮКОС», которая подписала в мае 2003 года соглашение с китайской нефтегазовой национальной корпорацией (CNPC) об увеличении в перспективе поставок нефти до 30 миллионов тонн в год. Сегодня российские железные дороги обладают всей необходимой инфраструктурой для транспортировки заявленного нефтяниками объема грузов.
В 2004 году отгрузка сырой нефти в Китай осуществляется со станции Суховская через погранпереходы Наушки и Забайкальск. За 10 месяцев уже отгружено через Наушки 2,7 миллиона тонн, через Забайкальск — 2,8 миллиона тонн нефти.
В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» совместно
Экспортные перевозки нефти в Китай с участием железнодорожного транспорта могут осуществляться как через сухопутные погранпереходы Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог, так и через припортовые станции Дальневосточной железной дороги.
За 9 месяцев 2004 года в Китай перевезено более 6 миллионов тонн нефтяных грузов, в том числе 1,3 миллиона тонн (или более 21%) через морские порты Дальневосточного бассейна России (Крабовая, Первая Речка, Ванино). В прорабатываемом проекте бизнес-плана предусматривается возможность строительства нового нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Японское море), что позволит при необходимости увеличить объемы перевозок морским транспортом.