В топливообеспечении России фактически превалирует один вид топлива — природный газ, а в отдельных регионах и крупных городах использование газа достигает 85−95%, что подрывает энергетическую безопасность не только регионов, но и страны в целом, — об этом сообщил Министр
Удельный вес газа в структуре потребления ТЭР вырос с 58% в 1990 году до 70% в настоящее время. Аналогичные тенденции в структуре потребления топлива имеют место и на тепловых электростанциях, где доля мазута сократилась, а газа увеличилась до 64%, — сообщает пресс-служба Минэнерго.
По мнению И. Юсуфова, «эти изменения в структуре потребления обусловлены, прежде всего, сложившейся практикой ценообразования на газ. Сформировалась нерациональная структура топливно-энергетического баланса, необоснованно ориентированная на преимущественное использование газа в качестве топлива. Реализуется политика „дешевого газа“ в условиях роста цен на альтернативные виды топлива, цена на которые в период с 1999 по 2001 годы повысилась в 3,9 раза. Цена же на газ увеличилась в 1,6 раза. В результате газ в 1,8 раза дешевле угля и в 3−4 раза дешевле мазута».
Поэтому, считает Министр, «на внутреннем рынке страны при большом спросе на газ имеют место дотирование промышленных предприятий, в том числе экспортно-ориентированных производств, а также высокий уровень энергоемкости производства вследствие отсутствия мотивации для экономии топлива.
Следствием этого является отсутствие перспективы развития газовой отрасли, требующей в настоящее время крупных инвестиций. В то же время, существующая нормативно-правовая база не позволяет государству эффективно управлять балансами ТЭР и не гарантирует энергетическую безопасность и социально-экономическую стабильность страны.
В этой связи Министр выразил мнение о том, что «крайне важно повысить статус прогнозных балансов топливно-энергетических ресурсов, положив их в основу решений, принимаемых органами государственной исполнительной власти в части регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, экспортных пошлин и других мер, направленных на защиту внутреннего рынка энергоресурсов;
ввести в оперативную государственную статистическую отчетность сведения о поступлении, расходе и остатках энергоресурсов у основных потребителей в регионах страны, включая предприятия ЖКХ. Ввести систему государственной отчетности субъектов Российской Федерации об установлении и исполнении лимитов потребления топлива и энергии организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов Российской Федерации, в натуральном и стоимостном выражении".