Сегодня на заседании правительства министры должны были обсуждать программу реформирования российской газовой отрасли. Однако обсуждение было в очередной раз отложено. Есть все основания полагать, что в ближайшее время никаких конкретных решений не будет принято, сообщает РБК. Во-первых, основные заинтересованные игроки (государство, «Газпром» и независимые производители газа) пока не могут между собой договориться. И, что еще более важно, Кремль вряд ли пойдет на либерализацию в преддверии парламентских и президентских выборов. По мнению экспертов, реальная реформа газового рынка начнется не ранее 2005 г.
19 декабря министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что проект концепции либерализации рынка газа (разработанный в рамках Минэкономразвития) будет рассмотрен на заседании правительства 26 декабря. Однако в последний момент появилась информация, что проект МЭРТ обсуждаться все же не будет, поскольку заинтересованным сторонам так и не удалось согласовать свои позиции.
Аналитики считают, что в долгосрочной перспективе либерализация рынка газа отвечает интересам всех участников рынка, но дело в том, что у «Газпрома» недостаточно инвестиционных ресурсов, чтобы в перспективе 5−10 лет увеличивать добычу газа темпами, достаточными для того, чтобы удовлетворить растущие потребности в «голубом топливе» европейских государств, главных торговых партнеров монополии на внешнем рынке.
«Газпром» вряд ли будет в состоянии одновременно наращивать экспорт и удовлетворять растущее потребление на внутреннем российском рынке. Таким образом, общность интересов очевидна — всем необходимо заполнить трубу. Государству — чтобы предотвратить дефицит газа на внутреннем рынке и обеспечить стабильные налоговые поступления в бюджет от экспорта. «Газпрому» — чтобы увеличивать экспортную выручку, и нефтяным компаниям (они же альтернативные поставщики) — чтобы реализовывать газ, который в настоящее время по большей части сжигается на промысле.
Однако общность интересов сразу же заканчивается, когда стороны подходят к вопросам о том, как, когда и на каких условиях проводить либерализацию рынка. Первая и наиболее острая проблема — доступ независимых производителей к газпромовской трубе. Газовый монополист отнюдь не торопится открывать независимым производителям доступ к своей трубопроводной системе.
По словам представителей нефтяных компаний, при сегодняшних ценах на газ на внутреннем рынке поставки газа на большие расстояния будут экономически не оправданы (яркий пример тому — «Сургутнефтегаз», который практически заморозил свою газовую программу).
Одним из главных первоочередных мероприятий, на котором настаивает Алексей Миллер, является принятие правительством основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Учитывая, что разработка стратегии в очередной раз отложена на несколько месяцев, газовая реформа автоматически выводится за скобки на ближайшие годы. При этом «Газпром» желает получить долгосрочную программу поэтапного повышения уровня цен на газ и разрешение продавать часть газа в России по свободным ценам.
В департаменте информационной политики ОАО «Газпром» корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» прокомментировали сложившуюся ситуацию следующим образом. Дешевизна газа, при которой на внутрироссийском рынке он стоит в 5−8 раз ниже, чем на рынках европейских стран, и в 3,5−4,5 раза ниже, чем в странах-участницах СНГ, привела к искусственному снижению себестоимости газо- энергоемкой продукции в ряде отраслей экономики России (производство металла, минеральных удобрений, цемента, целлюлозы и др.). Созданы благоприятные условия для поставки этой продукции на экспорт по демпинговым ценам. Таким образом, на товарных рынках зарубежных стран опосредованно идет торговля дешевым российским газом и наносится значительный ущерб России.
В целях выправления положения, сложившегося в ценообразовании на газ, формирования перспективной ценовой политики и внедрения рыночных принципов ценообразования, необходимо принять и реализовать программу поэтапного совершенствования цен на газ и тарифов на его транспортировку в 2002 — 2010 годах.
Одним из основных направлений ценовой политики в газовой отрасли «Газпром» считает обеспечение в процессе текущего ценообразования на газ приближения уровня регулируемых цен и тарифов к уровню, обеспечивающему нормальные условия самофинансирования газовой отрасли.
Решение основных проблем ценообразования на газ будет способствовать прежде всего восстановлению и дальнейшему росту объемов добычи, транспортировки газа и его разведанных запасов в целях надежного обеспечения российских потребителей и выполнения международных обязательств по поставкам газа, а также повышению инвестиционной привлекательности газовой отрасли для вложения капитала как отечественными, так и иностранными инвесторами. Будут созданы действенные стимулы для потребителей газа, обеспечивающих внедрение газо- и энергосберегающих технологий.
Необходимо также отметить, что предсказуемость ценовой политики в газовой отрасли, параметров и ориентиров в уровне цен на газ дает возможность его потребителям учитывать при разработке своих бизнес — планов и производственных программ изменение стоимости топлива и энергии, заблаговременно планировать и осуществлять мероприятия по экономии энергоресурсов, в том числе для нивелирования удорожания газа при реализации указанной программы.