Обсуждение проекта концепции развития рынка газа на заседании правительства Российской Федерации, которое было намечено на сегодняшний день, перенесено.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в департаменте правительственной информации, это связано с тем, что представленные материалы не согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Несогласованность материалов делает невозможным обсуждение вопроса на заседании кабинета. Председатель
Для справки:
Сформировавшаяся в газовой отрасли в течение последних десятилетий производственная структура обеспечивает надежное газоснабжение отечественных производителей и выполнение международных обязательств по экспортным поставкам газа. За последние 10 лет газообеспечение населения возросло на 60%. В переходный период ЕСГ отрасль проявила себя как наиболее устойчивый и эффективный сектор ТЭКа. В настоящее время она признается, в том числе за рубежом, одной из наиболее эффективных и надежных систем в мире.
Вместе с тем, как прокомментировали эту ситуацию корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в департаменте информационной политики «Газпрома», это не означает, что газовый сектор не нуждается в совершенствовании. За годы рыночных преобразований у нас не были созданы условия для развития полноценного рынка природного газа.
Российский рынок газа в современном состоянии по существу не имеет рыночной инфраструктуры и конкурентной среды. Его характеризует высокая степень жесткого государственного регулирования, прежде всего в ценообразовании, в отличие от других видов топливных ресурсов и промышленной продукции.
Для функционирования полноценного газового рынка пока не созданы основные структурные элементы и рыночные институты, которые должны способствовать его становлению. У потребителей отсутствует свобода выбора в приобретении газа.
Несмотря на то, что к сфере естественных монополий законодательством отнесены только услуги по транспортировке газа по трубопроводам, осуществляется жесткое государственное регулирование оптовых цен на газ, и основная доля поставляемого на российский рынок газа реализуется по директивно устанавливаемым оптовым ценам.
Нерегулируемый сегмент рынка, на котором газ является предметом купли-продажи по свободному выбору с применением рыночных цен, определяемых спросом и предложением, не развит. Особенность существующего состояния газового рынка заключается не только в высокой степени его административного регулирования, но и в том, что общий уровень цен (тарифов) на этом рынке определяется существенно заниженными регулируемыми ценами на газ.
Это предопределяет отсутствие стартовых финансово-экономических условий для развития полноценного рынка газа. Инвесторы, которые могли бы вкладывать средства прежде всего в разработку и обустройство новых газовых месторождений и тем самым создавать конкурентную среду в основополагающей производственной сфере, испытывают значительные финансовые риски.
Участники рынков альтернативных видов топлива, металла, минеральных удобрений и другой продукции, выпускаемой с использованием газа, функционирующие в рыночных условиях, имеют безусловное экономическое преимущество по сравнению с участниками газового бизнеса, который сегодня не является привлекательной сферой вложения капитала и инвестиций.
Под воздействием негативных факторов, действующих на российском рынке газа, наметилась весьма опасная тенденция формирования дефицитного внутреннего рынка газа, в то время как страна обладает крупными запасами газа.
Таким образом, назрела необходимость последовательной реализации государственной политики по реформированию сложившегося рынка газа и, прежде всего, финансово-экономического режима, в котором функционируют участники этого рынка.