Коллегия Министерства энергетики России 14 мая на своем заседании рассмотрела новую редакцию Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Открывая заседание, глава Минэнерго России Игорь Юсуфов представил собравшимся своего нового заместителя Владимира Милова, который выступил с основным докладом повестки дня — представлением новой редакции Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Новый заместитель министра, в частности, отметил, что «различия между новым и старым подходом не в радикальном изменении цифр», а в смене, как он выразился, самого «жанра» стратегии.
В новом документе дается широкий набор инструментов государственной экономической политики, объясняется, как применять их в каждом конкретном случае (налоговая политика, государственная поддержка инвестиций, структурные реформы
Обновленная стратегия предлагает полный спектр инструментов экономической мотивации, применяемых для того, чтобы стимулировать частные компании реализовывать проекты, отвечающие целям политики государства.
Одно из отличий документов, по его мнению, — в том, что в предыдущей концепции был зафиксирован весь набор конкретных натуральных показателей развития ТЭК на все 20 лет, что безусловно вызывало большие сомнения не только у критиков стратегии. На самом деле основные показатели, как и следовало ожидать, «поплыли» уже в 2000—2001 годах. Так, добыча нефти отличалась от прогнозной в 2001 г. на 15%, а прогнозы инвестиций в нефтедобычу — на 60%, инвестиции в нефтепереработку — на 75% от фактических показателей.
В новом документе топливно-энергетический баланс страны на долгосрочную перспективу будет основан на государственном балансе полезных ископаемых, инвестиционных планах компаний, прогнозе потребления, импорта-экспорта.
И, наконец, отличие нового подхода — и в том, что в предыдущей концепции за основу был взят отраслевой (секторальный) принцип: когда общая картина составляется из того, что делается в конкретных отраслях. Новая стратегия исходит из другой логики, подчеркнул замминистра: есть общие принципы государственной энергетической политики, они должны реализовываться взаимоувязано во всех секторах ТЭК.
Реализация системных мер федеральной региональной политики в ТЭК позволит в течение ближайших 5−8 лет ликвидировать основные территориальные и административные ограничения развития единого энергетического рынка, сформировать прозрачные и справедливые правила игры в развитии ТЭК с учетом разграничения полномочий федеральных, региональных и местных властей, создать условия для интенсивного развития энергетического бизнеса в регионах, испытывающих последствия географической асимметрии в обеспеченности территорий природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов.
В результате реализации комплекса системных мероприятий, предусматриваемых Энергетической стратегией, уже к 2006−2008 годам в ТЭК будут ликвидированы основные структурные и экономические диспропорции, сдерживающие его оптимальное развитие. В совокупности с долгосрочно ориентированной правовой базой регулирования отношений в ТЭК, принятие которой ожидается в 2004—2005 годах, это создаст условия для концентрации государственной политики и деятельности экономических агентов на долгосрочных ориентирах устойчивого поступательного развития ТЭК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.
Подводя итог обсуждения, И. Юсуфов сообщил, что новая концепция энергостратегии страны будет в ближайшие дни доработана Минэнерго с учетом высказанных в ходе заседания замечаний и в конце текущего месяца должна быть рассмотрена на заседании