Недавно Свердловская железная дорога награждала в Тюмени "Партнеров года". Второй год подряд обладателем "Золотой звезды" в номинации "Грузоотправитель года" стало ОАО "НОВАТЭК". Награду получал первый заместитель председателя правления компании Михаил Попов. Он ответил на вопросы корреспондента "Вслух.ру", касающиеся как деятельности компании, так и процессов на энергетическом рынке.
Недавно Свердловская железная дорога награждала в Тюмени «Партнеров года». Второй год подряд обладателем «Золотой звезды» в номинации «Грузоотправитель года» стало ОАО «НОВАТЭК». Этот крупнейший в России независимый производитель природного газа отгружает железнодорожным транспортом продукцию с Пуровского завода по переработке газового конденсата, введенного в эксплуатацию летом 2005 года. Сейчас ежемесячные объемы отгрузки составляют 160−180 тыс. тонн. Суммарный объем перевозок по Свердловской железной дороге в 2006 году составил 2,1 млн тонн. Награду от СвЖД получал первый заместитель председателя правления ОАО «НОВАТЭК» Михаил Попов. Он ответил на вопросы корреспондента «Вслух.ру», касающиеся как деятельности компании, так и процессов на энергетическом рынке.— Михаил Викторович, раз уж сегодня вы здесь по «железнодорожному» поводу, то первый вопрос — из этой сферы. Обретает реальные черты проект «Урал промышленный — Урал Полярный», который предусматривает, в первую очередь, развитие транспортной инфраструктуры. Компанию «НОВАТЭК» называют в качестве одного из возможных инвесторов при строительстве железнодорожной ветки Надым — Салехард. Каким будет ваше участие в проекте?— Пока сложно говорить о какой-то конкретной схеме финансирования компанией «НОВАТЭК» этого проекта, но в любом случае мы заинтересованы в его реализации и намерены в нем участвовать. Компания готова инвестировать в строительство на возвратной основе, если будет предложена понятная, прозрачная схема — либо в рамках частно-государственного партнерства, либо в рамках концессии
Главное, чтобы мы получили гарантированную возможность вывоза продукции по этому участку железной дороги. Приемлемым для нас вариантом финансового участия в реализации этого проекта может стать следующая схема: основным заказчиком строительства ветки является Ямальская железная дорога, а НОВАТЭК выступает в качестве соинвестора при условии фиксированных тарифов на перевозку наших грузов на период окупаемости проекта и возврата вложенных средств.— В последнее время активно обсуждается тема энергодефицита и развития малой энергетики, в том числе собственной генерации добывающих компаний. Как видит себя в этом поле НОВАТЭК?— На энергетическом рынке происходят интересные процессы, не участвовать в которых мы не можем. Более того, наши основные производственные активы, как известно, находятся в Ямало-Ненецком автономном округе, а тюменский регион — один из самых проблематичных с точки зрения энергобезопасности страны в целом. В прошлую зиму энергосистема Тюменской области, равно как Московской и Ленинградской, работала на пределе своих возможностей, несколько раз прекращалась подача энергии и на наш завод, после чего пришлось устранять достаточно серьезные технические неполадки. В связи с этим мы будем прилагать все усилия, чтобы обезопасить свои производственные активы, инвестируя, в первую очередь, именно в энергетику Ямало-Ненецкого округа. Участвуя в рабочей группе по созданию комплексной энергетической программы УрФО, мы пытались спланировать на ближайшие пять лет строительство тех энергообъектов, которые позволят обеспечить стабильность поставок электроэнергии, остро необходимой для развития производственной базы. Один из таких объектов — электростанция мощностью не менее 600 мегаватт в районе подстанции Тарко-Сале, расположенной в непосредственной близости от наших производственных объектов. Мы заинтересованы, чтобы станция была построена.
Поэтому, прежде чем принимать какое-то решение, надо внимательно все сопоставить, проанализировать и только потом определить роль и место топлив в структуре энергобаланса. При этом, на мой взгляд, не следует рассуждать, какое должно быть соотношение между видами топлива в целом. В нашей стране целесообразно отдавать приоритет комплексной эффективности использования конкретных топлив в конкретном регионе. Зачем, например, строить в Москве станцию, работающую на угле, и возить туда топливо из Кузбасса или Якутии, если уже существуют и трубопроводы, и газовые ресурсы? Региональный подход способен создать условия для реальной межтопливной конкуренции, а коммерсанты уже подсчитают, что выгоднее в каждом конкретном случае. И не надо бояться, что газ закончится, существующих разведанных запасов хватит до конца века, а что будет дальше — прогнозировать пока сложно: ведется геологоразведка на новых перспективных участках, кроме того, развивается наука, и появляются новые источники энергии
— Кстати, о запасах. НОВАТЭК наращивает свою ресурсную базу?— Конечно, темпами, значительно опережающими отбор. Кроме того, компания участвует в аукционах по лицензированию недр, недавно выиграла очередной аукцион в Ямало-Ненецком округе. — А за пределами ЯНАО?— Мы намерены участвовать в одном из египетских проектов. Еще рано говорить о подробностях, подписан пока меморандум о взаимопонимании, и если проект будет экономически целесообразным, компания готова принять участие в его реализации.— Нет ли у компании намерений более серьезно заняться нефтью?— Мы ей и так занимаемся, но только как попутным сырьем. Имея сквозные лицензии, разрабатываем нефтяные оторочки газоконденсатных месторождений. Но все-таки НОВАТЭК позиционирует себя как газовая компания.— Газпром в прошлом году увеличил долю в уставном капитале НОВАТЭКа до 19,58%. Появляются высказывания и предположения о возможном поглощении компании газовым гигантом. Насколько это вероятно и как складываются отношения с Газпромом?— У НОВАТЭКа и Газпрома достаточно давние партнерские отношения. В 2005 году было подписано соглашение о партнерстве, предусматривающее поступательное развитие нашего взаимодействия. В декабре, после приобретения Газпромом пакета акций НОВАТЭКа, в нашей компании был переизбран совет директоров, в него вошли два представителя Газпрома — председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов и начальник департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Межрегионгаз» Кирилл Селезнев. Они участвуют в принятии всех стратегических решений. Что касается поглощения — даже не вижу причин для этого. Мы исправно платим дивиденды, и думаю, результаты деятельности компании вполне удовлетворяют акционеров.— СИБУР в ближайшее время намерен приступить к строительству в Тобольске производства полипропилена, уже подписаны соответствующие соглашения с правительством Тюменской области. В чем будет заключаться сотрудничество НОВАТЭКа и СИБУРа в реализации этого проекта?— Мы подписали рамочное соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия на производственной базе ООО «Тобольск-Полимер», входящего в состав ОАО «СИБУР Холдинг». Создаваемое предприятие объединит потенциал двух компаний и будет специализироваться на переработке поставляемого НОВАТЭКом сырья и производстве до 500 тыс. тонн полипропилена в год. — НОВАТЭК традиционно участвует в социальных программах в регионе своей деятельности. Как компания намерена в дальнейшем строить отношения с территориями?— Как ни банально это звучит, НОВАТЭК старается быть социально ориентированной компанией, и помимо развития производств, создания рабочих мест мы стремимся участвовать и в развитии территорий, в реализации различных социальных проектов. Ежегодно подписываем соглашения с администрацией ЯНАО, с правительством Тюменской области. Причем в соглашениях точно определены конкретные мероприятия, объекты и суммы, которые мы на них направляем. В Тюменской области, например, одно из направлений нашей социальной деятельности — детско-юношеский спорт; на Ямале — строительство детского дома-интерната, молодежного центра, поддержка коренных жителей Севера