Независимый производитель газа компания «Нортгаз» дала разъяснения по поводу недавнего заявления Газпрома, являющегося акционером компании. «Нортгаз» объявил, что не ожидает больших изменений в структуре собственности компании в ближайшем будущем.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе «Нортгаза», компания заявила, что ее структура собственности изменилась в ответ на изменившиеся требования к капиталу. В настоящий момент 51% акций компании находятся в руках внешних инвесторов, что является прямым следствием инвестирования ими 85 миллионов долларов в развитие Северо-Уренгойского газоконденсатного месторождения, основного источника доходов компании. С начала 1999 года на конец 3 квартала 2002 года активы «Нортгаза» выросли в 210 раз, а основные средства компании в 20 тысяч раз.
Комментарии «Нортгаза» последовали за заявлением, сделанным недавно Александром Рязановым, заместителем председателя правления Газпрома, на заседании Российского газового общества. По сообщениям прессы, Рязанов заявил, что Газпром намерен вернуть активы, прежде переданные им компании «Нортгаз».
«Мы понимаем, что сейчас Газпром находится в непростой ситуации, пытаясь вернуть часть активов, которые в прошлом были переданы кому-либо в весьма спорных ситуациях, — сказал Сергей Тупицин, президент ЗАО «Нортгаз». — Возвращение Газпрома к эффективной работе — это, безусловно, вопрос крайне важный и для самой корпорации, и для ее акционеров, включая государство, и для российской нефтегазовой промышленности. Возврат активов — это в целом правильная политика Газпрома. Это право Газпрома навести порядок в своем хозяйстве. Но не надо забывать, что Газпром в «Нортгаз» не вложил материальных активов: лицензия, переданная «Нортгазу» в 1993 году, обошлась Газпрому в 342 рубля. Недра принадлежат государству. Лицензия — это, прежде всего, обязательство компании инвестировать огромные средства в разработку месторождения, а потом уже право на добычу сырья.
Я уверен, что господин Рязанов вовсе не хотел провести аналогии между разработкой «Нортгазом» Северо-Уренгойского месторождения и некоторыми спорными сделками Газпрома, которые в настоящий момент уже пересматриваются. Напротив, я хотел бы надеяться, что Газпром рассматривает инвестиции, внесенные иностранными акционерами «Нортгаза», как позитивный вклад в развитие российской энергетики, благодаря которому «Нортгаз» стал образцом эффективного производства.
На самом деле, без прогрессивного управления и капитала, предоставленного внешними инвесторами, освоение Северо-Уренгойского месторождения было бы немыслимо. Мы надеемся, что господин Рязанов придет к подобным выводам, как только ознакомится со всеми фактами".