Все проблемы ВСТО возникли по банальной причине: интересы тех, кто взялся строить эту трубу, и интересы дела радикальным образом расходились.
«Все проблемы ВСТО возникли по банальной причине: интересы тех, кто взялся строить эту трубу, и интересы дела радикальным образом расходились. Те, кто взялся строить, хотели заработать и побольше любым способом, а интересы дела требовали другого подхода и другой организации», — рассказал президент Транснефти Николай Токарев в интервью газете «Ведомости». Текст интервью опубликован на официальном сайте компании."Проект поручили реализовывать двум генеральным подрядчикам. Это «Краснодарстройтрансгаз», не имеющий никакого отношения к «Стройтрансгазу», который мы знаем, и «Стройсистема». Владельцами этих двух компаний являлась практически одна и та же группа физических лиц. Назвать их я пока не могу. «Краснодарстройтрансгаз» ничего, кроме авторучки в кармане владельца и вывески, не имел. Это была полочная компания, ее купили буквально перед началом проекта. Она получила аванс на 7 млрд руб. и начала метаться по рынку и искать, кто же будет строить. Но ни одна уважающая себя компания, в том числе и «Стройтрансгаз», к ним на субподряд не пошла, потому что выдвигались неприемлемые и сомнительные финансовые условия. Пришлось нанимать кооперативы, маленькие компании, у которых 10−20 единиц техники и 100−200 человек рабочих, и вот этими силами что-то делать. Пришлось привлечь еще 2000 китайцев. Это рабочие с отсутствием вообще какой-либо квалификации, которые не представляют даже, как в условиях Сибири строить трубу. И этот генподрядчик («Краснодарстройтрансгаз») должен был отстроить половину трассы. В результате был полностью провален сетевой график строительства. Там, где в апреле прошлого года должны были работать строители, до декабря — января этого года шумела тайга и вообще ни души не было. Линейная часть была готова на 40%, нефтеперекачивающие станции — на 23%", — рассказал Токарев. По его словам только сейчас Транснефть перешла на прямые договоры с подрядчиками, пригласила компании, которые реально будут строить и уже начали строить. «Мы финансируем их работу напрямую из Транснефти, а не через генподрядчика», — подчеркнул глава компании. Сейчас ежедневно варится 5,5−6 км трубы, хотя еще два месяца назад это было 1,5−2 км.