Рациональное и справедливое налогообложение природных ресурсов должно быть основными приоритетами государства. Такое мнение высказала первый заместитель директора департамента финансов администрации Тюменской области Светлана Бужан, выступая сегодня на межрегиональном семинаре с докладом «Роль налогов на природные ресурсы в доходах бюджета области».
По ее словам, использование тех или иных ресурсов, в свою очередь налагает на природопользователей не только необходимость расчета с государством за пользование природными ресурсами, но и обязанность нести бремя расходов по их восстановлению.
Наполняемость государственного бюджета за счет ресурсных платежей возможно лишь при наличии четкой законодательной базы. Она должна, с одной стороны, позволять объективно и взвешенно подойти к установлению налоговых ставок, а с другой — применять к природопользователям экономические или иные рычаги, стимулирующие их к расширению производства.
В своем докладе Светлана Бужан остановилась на том, что должен быть достигнут некий баланс интересов государства, в части пополнения казны и осуществления природоохранных мероприятий, и интересов природопользователей, стремящихся к минимизации бюджетных отчислений. Государство должно быть заинтересовано в совершенствовании налоговой политики в сфере природопользования. Свидетельством тому является введение в действие главы 26 Налогового кодекса РФ — налог на добычу полезных ископаемых, а также ограничение некоторых ресурсных платежей из категории налоговых в категорию не налоговых доходов. Сам налог на добычу полезных ископаемых претерпел изменения, став именно налогом, а не платежом, как было ранее, что подтверждается тем, что ставка налога определяется в Налоговом кодексе, а не фиксируется лицензией, передаваемой пользователю недрами.
При этом предусмотрены единые ставки по каждому из видов добываемых полезных ископаемых, не зависящие от категории месторождений. Временно до 31 декабря 2006 года действует рублевая ставка, составляющая с 2004 года 347 рублей за 1 тонну добытой нефти, с применением коэффициента, учитывающего динамику изменения мировых цен на нефть. Такой подход по установлению рублевой ставки обусловлен, по мнению
Светлана Бужан отметила, что в целях налогообложения должен быть разработан алгоритм расчета реальной стоимости нефти, реализуемой на внутреннем рынке. Кроме всего прочего, данная ставка дает государству посредством изъятия у компаний сверхприбыли, складывающейся за счет высоких мировых цен на нефть, создать некий резерв доходов в стабилизационный фонд.