"К нам едет ревизор", - эта фраза, увековеченная в бессмертной пьесе Гоголя, и в 21 веке заставляет учащенно биться сердца служащих. Но на АЗС под брендом "Сибнефть" внезапных проверок не боятся и вполне спокойно относятся к визиту мобильной лаборатории ОАО "Газпромнефть-Тюмень", которая раз в месяц тестирует качество нефтепродуктов на своих автозаправочных станциях.
«К нам едет ревизор», — эта фраза, увековеченная в бессмертной пьесе Гоголя, и в 21 веке заставляет учащенно биться сердца служащих. Но на АЗС под брендом «Сибнефть» внезапных проверок не боятся и вполне спокойно относятся к визиту мобильной лаборатории ОАО «Газпромнефть-Тюмень», которая раз в месяц тестирует качество нефтепродуктов на своих автозаправочных станциях. В какой день АЗС посетит мини-автобус со специалистами лаборатории, операторы не знают. Однако к визиту ревизоров сотрудники автозаправок всегда готовы, делится мастер многотопливной АЗС № 2 Инна Баженова. «Привыкли», — замечает она с улыбкой. В день мобильная лаборатория проводит 3−4 проверки качества нефтепродуктов. Причем это могут быть заправки, находящиеся в черте Тюмени, так и расположенные на юге области. География работы мобильной лаборатории — от Демьянки до Сладково, рассказывает Евгений Власов, бухгалтер-ревизор ОАО «Газпромнефть-Тюмень». На сей раз он ведет проверку МАЗС № 2 (Щербакова, 113), а корреспондент «Вслух о главном» наблюдает за процессом. Первая ступень проверки — взятие пробы. Образцы горючего берутся прямо из пистолета топливораздаточной колонки — специалисты «экзаменуют» нефтепродукты, которые непосредственно попадают в бак автомобилей. Сколько видов бензина присутствует на АЗС, столько проб и возьмут для экспертизы. «Важное преимущество экспресс-анализаторов — небольшое количество топлива, необходимое для пробы, буквально 10−20 мл. Это очень удобно. К тому же эта аппаратура не требует дополнительных расходных материалов», — комментирует Евгений Власов, отливая в пластиковый стаканчик несколько капель дизельного топлива. Второй шаг — проверка на глаз. Специалист подобно опытному сомелье придирчиво всматривается в светло-зеленую жидкость, покачивая ее в стаканчике, как дорогое вино в бокале. «Визуально определяется наличие механических примесей и воды. Обязательно разглядываю каждую пробу», — добавляет ревизор. «Вообще-то хороший специалист различает виды бензина даже по запаху. Скажем у 92-го он более насыщенный, чем у 80-го, а 96-й и 98-й пахнут еще интенсивнее, это наиболее „ароматные“ бензины», — рассказывает Евгений Власов. После визуальной оценки, образцы доставляются в мини-автобус, где и разместилась мобильная лаборатория, оборудованная двумя основными приборами: экспресс-анализатором бензинов IRОX-2000 и аппаратом MINIFLASH. Первый определяет фракционный состав нефтепродукта, октановое число по моторному и исследовательскому методу, давление насыщенных паров, содержание присадок, компонентный состав и другие характеристики. Второй — показатель температуры вспышки дизельного топлива в закрытом тигле. «После того, как специалист получил результаты исследования, он сверяет их с показателями, зафиксированными в паспорте качества нефтепродукта, выданном на нефтебазе. Проводя анализ данных, можно сделать вывод, изменилось ли качество нефтепродукта в процессе транспортировки и хранения, не произошло ли аварийного смешения нефтепродуктов. Температура вспышки позволяет судить, какое дизельное топливо реализуется на АЗС — зимнее или летнее, нет ли смешения этих видов ДТ или попадания в топливо бензинов», — рассказывает Евгений Власов в то время, пока аппараты производят анализ проб. К слову, свой вердикт машины выдают топливу уже через 4 минуты, однако сама мини-экспертиза занимает минут 30−40. Большая часть времени уходит на подготовку аппаратуры, ее разогрев, распечатку результатов и сверку данных. Зимой процесс длится немного дольше, примерно час — приборы необходимо разогреть до 36 градусов, в холода на это уходит больше времени. В осенне-зимний период особое внимание уделяется дизельному топливу, когда на АЗС происходит смена летнего нефтепродукта на зимний. «В это время сильнее всего озабочены водители дальних маршрутов, которые едут на Север. В период низких температур попадание в бак летнего ДТ грозит серьезной поломкой, а кому хочется останавливаться зимой на трассе?», — пояснил проверяющий. Поэтому и следят так тщательно за качеством «дизеля», дорожат хорошей репутацией, которая складывалась годами. В бензине, в свою очередь, не должно быть воды, конденсата и механических примесей от резервуаров. За два года работы («Газпромнефть-Тюмень» обзавелась мобильной лабораторией осенью 2005 года) нефтепродукты на АЗС под брендом «Сибнефть» всегда успешно выдерживали экзамен на качество. Только два раза возникли подозрения, пробы были немедленно направлены в центральную испытательную лабораторию. В результате опасения не подтвердились — бензин соответствовал всем техническим требованиям завода-изготовителя. Стоит отметить, что «Газпромнефть-Тюмень» удается держать марку благодаря масштабному комплексу мероприятий, который позволяет вести жесткий контроль качества топлива на всех уровнях, от производства и транспортировки до реализации на АЗС. Как рассказала начальник лаборатории ОАО «Газпромнефть-Тюмень» Наталья Тимофеева, первый раз топливо экзаменуют еще на заводе-изготовителе — Омском НПЗ, там проверяют не только конечный продукт, но и промежуточные стадии его производства. Завод бензин покидает вместе с присвоенным ему паспортом качества. Прибыв к месту назначения, нефтепродукты вновь подвергаются проверке — прямо из цистерны берется проба на приемо-сдаточный анализ и только потом топливо сливается в резервуары. Там оно отстаивается в течение двух часов, после чего вновь берутся пробы уже из резервуара, на который впоследствии выдается паспорт качества. Познакомиться с этим документом можно на любой АЗС под брендом «Сибнефть». С резервуаров топливо разливается в бензовозы и развозится по автозаправочным станциям. Каждый бензовоз пломбируется, сопровождается именным паспортом качества и предназначен для перевозки нефтепродуктов определенной марки. По прибытию на АЗС топливо ждет очередной контроль — оператор станции вновь отбирает пробу и проводит свой приемо-сдаточный анализ, и лишь после прохождения этой цепочки проверок топливо сливается в резервуар на АЗС, где его раз в месяц тестируют сотрудники мобильной лаборатории. Полученная ими информация сохраняется в компьютерной базе данных, так что при необходимости можно извлечь результаты проверки за любой месяц. Эти цифры невозможно изменить или подкорректировать, подчеркнул Евгений Власов. Печатный вариант протокола испытания остается на АЗС для того, чтобы каждый клиент мог удостовериться в качестве приобретенного топлива. …Через положенное время аппарат мини-флэш выдает результаты анализа — температура вспышки дизельного топлива — 70 градусов, при норме не ниже 62 градусов. ДТ успешно проходит проверку. Вскоре поспевают и данные экспресс-анализатора бензинов, все показатели соответствуют нормам, резюмирует специалист. Свою мини-экспертизу Евгений Власов завершил — техника бензином «Газпром нефти» удовлетворена, а что думают люди, мнение которых не зависит от цифр? Обращаюсь к случайному клиенту автозаправочной станции. Им оказался Алексей Татаркин, водитель по профессии. «Вот уже пятый год я заправляюсь только на АЗС „Сибнефть“, покупаю 92-й бензин. Качеством топлива очень доволен, никаких проблем с машиной не возникает», — поделился обладатель «Волги». А что считает, к примеру, владелец иномарки? Студент Егор тоже частенько заглядывает на АЗС тюменского дочернего предприятия «Газпром нефти» — «здесь и бензин нормальный, и магазин есть, не нужно забегать в ларек. Очень удобно. Отец тоже здесь заправляется, у него даже мобильная карта имеется», — рассказал он. Сам Евгений Власов, водитель с 16-летним стажем, заправляется только бензином на АЗС под бредом «Сибнефть». «Эксплуатирую машину круглогодично, и ни разу у меня не возникало проблем с топливом», — добавляет специалист. Об отсутствии нареканий на качество нефтепродуктов говорит и мастер МАЗС № 2 Инна Баженова, работающая на заправке уже 2 года. Остается констатировать, что журналистская экспертиза пришла к тем же выводам, что и мобильная лаборатория — нефтепродукты на АЗС под бредом «Сибнефть» соответствуют всем требованиям качества.