На открывшемся 31 марта в Лондоне «Нефтегазовом саммите СНГ» первым среди участников выступил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Виктор Калюжный. Он подверг решительной критике призывы некоторых «максималистов» в нефтедобывающей промышленности России, призывающих выйти к 2010−2015 годам на рубеж 450−500 млн тонн нефти в год.
Предсказав плачевные последствия столь необдуманной, по его словам, спешки, докладчик высказался за предпочтение экспорту не сырья, а нефтепродуктов, а также сжиженного газа. Виктором Калюжным была дана емкая характеристика дальневосточных нефтепроводных проектов: «Приоритет, по крайней мере, на данном этапе, должен быть отдан направлению Ангарск — Дацин, хотя в перспективе и „находкинская“ ветка вполне может стать успешной».
Как важное событие для отечественной «нефтянки» он охарактеризовал принятое на днях решение расширить пропускную способность системы «Транснефти» на 17 млн тонн в год. Оратор сообщил также о предстоящем начале разработки согласованной межгосударственной схемы топливно-энергетических балансов стран СНГ.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе «Транснефти», заместитель главы российского МИДа подверг жесткой критике вооруженную акцию США и Великобритании в Ираке, повторив известную оценку Владимира Путина о допущенной Вашингтоном и Лондоном «большой политической ошибке». Особенно нежелательным, с точки зрения хотя бы относительной сбалансированности глобальных поставок нефти, является преждевременное падение роли Персидского залива, чему в целом не рады даже его конкуренты в разных уголках мира. «За последние годы доля этого региона в обеспечении мира нефтью снизилась с 40 до 30 процентов, — напомнил собравшимся Виктор Калюжный.
В этих крайне противоречивых условиях, сказал далее докладчик, делаются безосновательные, порою даже необдуманно-азартные попытки любой ценой переакцентировать главное внимание деловых кругов и правительств на Каспий. Допускаемые в этой связи смысловые и фактологические перегибы тоже не могут не настораживать. «Следует, наконец, подойти к данному вопросу более ответственно и понять, — призвал заместитель министра, — что Каспийское море, при всем уважении к его ресурсной базе, — это далеко не Персидский залив. На столе Америки и Европы нефть Каспия может стать пикантной закуской, но никак не основным блюдом».