По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, в нашей стране налоги составляют 50% отпускной цены бензина, в Америке — 30%, в Европе — 70%. Он выделил основные причины роста цен на бензин: политику правительства, которое спешит получить максимум доходов от экспорта (привязав налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ к мировой цене нефти), что приводит к дефициту сырья на российских НПЗ, износ их фондов почти на 70%, плохое качество переработки (всего 150 л автобензинов вырабатывается с тонны нефти). Многие эксперты называют и еще одну причину — монополизацию несколькими компаниями внутреннего рынка, их желание подтянуть внутренние цены к мировым.
На минувшей неделе Минпромэнерго и Минэкономразвития предложили меры госрегулирования внутреннего рынка нефтепродуктов, которые, как говорится, назрели давно — нынешнее налогообложение стимулирует только продажу сырья, а не нефтепродуктов. За полгода, по данным Минпромэнерго, рентабельность на НПЗ упала на 6−9% по сравнению с прошлым годом. МЭРТ предлагает ослабить монополизацию с помощью биржевой торговли нефтепродуктами. Попытки создания торговых площадок, правда, предпринимались неоднократно, но нефтяники их игнорировали.
Минпромэнерго предлагает «повернуть» нефть на внутренний рынок с помощью повышения экспортных пошлин на сырье и отмены зависимости НДПИ от мировых цен. В этом году НДПИ в себестоимости добычи нефти составляет около 50%. Значительное сокращение, по расчетам министерства, должно ожидать и акцизы на нефтепродукты, которые за два последних года выросли на 62% и составляют 25% в цене топлива. Также внутренний рынок надеются стабилизировать дифференцированными таможенными пошлинами и пунктами таможенного оформления нефтепродуктов только на НПЗ, что позволит ограничить экспортные направления.
Как пишет журнал «Мировая энергетика», Минпромэнерго считает угрозой экономической безопасности страны рост цен на нефтепродукты на 5% сверх инфляции в течение месяца, и предлагает внести изменения в закон 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». Выходит, угроза национальной безопасности этим летом все-таки была, правда, законодательно неоформленная. В июне бензин подорожал на 6,6%, что уверенно превышает 5% плюс месячную инфляцию (0,8%).
В периоды повышенного спроса, по мнению министерства, необходимы товарные интервенции на внутренний рынок в объемах до 5% годового потребления России.
Многие аналитики восприняли эти меры скептически. Один из основных аргументов — ограничение экспорта приведет к затовариванию на внутреннем рынке и, почти прямо противоположно — к дальнейшему росту цен. По мнению аналитика «Финама» Марии Радиной, эффективным может быть только системный подход к изменению налогообложения, которое должно стимулировать производство продуктов с более высокой добавленной стоимостью.