Из-за увеличения простоя судов, экспортирующих российскую нефть из Черноморских портов, возросли финансовые потери судовладельцев, грузоотправителей и Росийской Федерации. По оценкам Минтранса России и Союза российских судовладельцев среднегодовые убытки России достигают 400 миллионов долларов в год.
Зимой 2003−2004 годов общее время ожидания танкера при проходе черноморских проливов в обоих направлениях достигало 25−30 дней, что привело к срыву портовых графиков экспортных отгрузок нефти. Такие цифры были приведены на межведомственном совещании по вопросу определения оптимальных маршрутов транспортировки нефти, прошедшем в Минпромэнерго на прошедшей неделе.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации прогнозируется увеличение объемов транспортировки нефти через порты Черного моря, в основном по КТК до 28,2 миллиона тонн в год на первом этапе, а затем до 67 миллионов тонн в год.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе Минпромэнерго, диверсификация маршрутов транспортировки российской нефти позволит выбирать наиболее эффективные маршруты транспортировки на нефтяные рынки. Так, создание северного маршрута нефтепровода с нефтяным терминалом на Баренцевом море позволит использовать танкеры грузоподъемностью до 300 тысяч тонн для транспортировки нефти на североамериканский рынок и влиять на увеличение цены российской нефти на европейском рынке.
Участники совещания согласны, что стратегическая цель Российской Федерации заключается в создании нового нефтепроводного маршрута для экспорта нефти в северном направлении со строительством нефтяного терминала на Баренцевом море.
По результатам совещания было принято решение МИД России совместно Минтрансом России, Минэкономразвия России, Минпромэнерго России активизировать диалог с турецкой стороной по беспрепятственному проходу судов с российской нефтью через Черноморские проливы и внести соответствующее предложение на очередное заседание межправительственной комиссии.
Федеральному агентству морского и речного флота Российской Федерации и Федеральному агентству по энергетике РФ поручено подготовить предложения по оптимизации потоков грузов из портов Черного моря, в первую очередь нефтеналивных, в направлении пролива Босфор.
Департамент ТЭК Минпромэнерго России совместно с Федеральным агентством по энергетике Российской Федерации с участием нефтяных компаний должны подготовить аналитические материалы по альтернативным маршрутам транспортировки нефти в обход Черноморских проливов с оценкой эффективности проектов, состояния работ по проектам, их достоинств и недостатков.
Минтрансу России совместно с Федеральным агентством морского и речного флота Российской Федерации и Минэкономразвития России поручено создать рабочую группу с участием нефтяных компаний для выработки предложений по строительству специализированных танкеров для транспортировки нефти через Черноморские и Балтийские проливы.