На сегодняшнем заседании Мещанского суда Платон Лебедев и Михаил Ходорковский выступили со своим отношением к предъявленному обвинению.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-центре Михаила Ходорковского, в начале выступления экс-глава «ЮКОСа» заявил, что это судебное дело дало повод для дискуссий о том, является ли оно политически мотивированным. Поэтому он подчеркнул, что не хочет давать возможность обвинить его в том, что он «пытался прикрыться политическими декларациями от уголовных обвинений» и поэтому в своем выступлении будет говорить только по существу предъявленных ему обвинений.
«Обвинение в хищении пакетов акций ОАО „Апатит“ и „НИИУИФ“ — неуклюжая попытка списать на меня те ошибки, которые были допущены в законодательстве о приватизации. Обвинение не утверждает, что я не доплатил государству. Меня обвиняют в отказе переложить деньги из одного моего частного предприятия в другое», — сказал Михаил Борисович. — «То есть меня обвиняют в том, что я отказался переложить деньги из одного своего кармана в другой. Это нелогично».
Ходорковский подчеркнул, что в обвинении он был назван фактическим акционером «Апатита», при этом его обвиняют в неправильной торговой политике на предприятии. Как заявил экс-глава ЮКОСа, у акционера нет права определять торговую политику. Получается, это обвинение — «в нанесении ущерба в основном самому себе как акционеру, которому принадлежит наибольший пакет акций. Меня обвиняют в том, что Гусинский взял кредит под обеспечение активов „Медиа-моста“. Что это за активы и куда делись — после Страсбургского суда известно всему миру. Обвинять меня в этом по крайней мере смешно», — заявил М.Ходорковский.
Бывший глава «ЮКОСа» отметил, что намерен доказать, что нефтяная компания платила налогов не меньше, а больше многих других предприятий, легально и в ограниченном объеме используя предоставленные законом налоговые льготы. Он подчеркнул, что НК — второй после «Газпрома» налогоплательщик в стране, который проверялся по вопросам налогов до 500 раз в год, отчетность «ЮКОСа» утверждалась международным аудитом и принималась прямо в МНС, зачастую в присутствии самого министра.
«Как могло оказаться, что через четыре года предприятие, которое формирует пять процентов федерального бюджета, вдруг должно было формировать в два раза больше и платить больше „Газпрома“. Понять это с обычной, человеческой точки зрения невозможно», — заявил Ходорковский. Он назвал «позорным» и «противозаконным» решение Арбитража, постановившего взыскать с НК «ЮКОС» в счет возмещения налоговой задолженности более 99 млрд рублей.
«Демонстрация силы, безразличной к закону, хотя и соблюдающая его обряды и процедуры, крайне опасна для перспектив нашей страны» — добавил в заключение Михаил Борисович.