Совместными усилиями малого и крупного бизнеса должен быть преодолен сложившийся стереотип о вторичности частных интересов по отношению к интересам государства. Об этом заявил член бюро РСПП, председатель совета директоров ЮКОСа Михаил Ходорковский, выступая в Москве на четвертой Всероссийской конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».
Противопоставление государства и «частника» — очень серьезная и не до конца осознанная обществом проблема, — считает М.Ходорковский. -«Сегодня не приходится ожидать, что общество само дозреет до признания частных интересов приоритетными, а интересов государства — обслуживающими», — подчеркнул бизнесмен.
Бизнес, по мнению Ходорковского, «должен действовать активно и осознать себя политической силой», используя для преодоления стереотипов в обществе лоббистские структуры на федеральном уровне, возможности органов местного самоуправления на местах, а также механизм общественного контроля действий власти, в том числе в сотрудничестве со средствами массовой информации.
«Противопоставление малого и крупного бизнеса, — заявил М. Ходорковский, — искусственно». Функция крупных компаний — организация массового производства дешевой продукции, поэтому масштабы бизнеса делают его консервативным и склонным к стандартизации. В то же время гибкость и готовность к инновациям — это плюсы малого бизнеса, который однако отличается зачастую низкой производительностью труда и нестабильностью.
Но, подчеркнул Ходорковский, малый и крупный бизнес не существуют друг без друга. В частности, в нефтяном бизнесе малому бизнесу отдано сервисное обслуживание месторождений, геологоразведка, сбыт нефтепродуктов на АЗС, социальная сфера. Компания ЮКОС, как сообщил ее глава, ежегодно реконструирует от 100 до 200 автозаправок и передает их частным предпринимателям «не из-за благотворительности, а потому что так выгоднее».
Немаловажным считает М. Ходорковский и то, что крупный бизнес «порождает платежеспособный спрос для малого бизнеса благодаря высокому уровню зарплат персонала крупных компаний». Наконец, именно малый и средний бизнес поставляет продукцию и оборудование крупному: «94 процента заказов основных нефтяных компаний размещается на внутреннем рынке, что дает перспективу для развития именно отечественного предпринимательства», — отметил глава ЮКОСа.