Сегодня в Москве президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, президент ОАО «Сибнефть» Евгений Швидлер, исполнительный директор ОАО «ТНК» Герман Хан и председатель правления ОАО «НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский подписали «Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска».
Строительство Мурманской трубопроводной системы — первый в отечественной истории совместный проект в области транспортировки углеводородного сырья, осуществляемый крупнейшими национальными нефтяными компаниями.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе ЮКОСа, стороны договорились о разработке в возможно короткий срок согласованного варианта декларации о намерении по проекту (ДОН). После этого будет принято решение о дальнейшем проектировании, осуществлен выбор оптимального маршрута трубопровода, согласованы основные требования к объектам нефтепроводной системы и подготовлен детальный график реализации проекта.
Кроме того, на основе декларации (ДОН) будут проработаны коммерческие вопросы реализации проекта: вид и объем гарантий на перекачку нефти, бюджет и схема финансирования, долевое распределение акционерного капитала, условия допуска третьих лиц, имеющих объемы нефти для транспортировки по создаваемой нефтепроводной системе, к эксплуатации трубопровода.
Планируется, что подготовка ДОН будет завершена в апреле 2003 года. Разработка обоснования инвестиций, ТЭО строительства и рабочей документации будет вестись на протяжении 2003−2004 гг. Строительство трубопровода запланировано на 2004−2007 гг., ввод в действие — на 2007 год.
Предполагается, что объемы транспортировки нефти по нефтепроводу Западная Сибирь — Мурманск составят порядка 80 миллионов тонн в год. Большая часть этого сырья будет поступать на рынки Западной Европы и Северной Америки.
В настоящее время сторонами рассматриваются два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск, протяженностью 3600 км и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море), протяженностью 2500 км.
По предварительным данным, общая стоимость проекта в зависимости от маршрута трубопровода составит от 3,4 млрд до 4,5 млрд долларов США. Общие налоговые поступления в бюджет РФ от реализации проекта составят 9,2 млрд долларов, в том числе в федеральный — 4 млрд долларов, в региональные — 5,2 млрд долларов. Предполагается, что в процессе строительства Мурманской трубопроводной системы будет создано 6000, в процессе эксплуатации — 2000 новых рабочих мест.