На проходящем в Лондоне нефтегазовом саммите СНГ одному из основных докладчиков первого дня этого форума заместителю министра иностранных дел Виктору Калюжному был задан вопрос о причинах недозагрузки мощностей Вентспилса российской экспортной нефтью.
«Вопрос не нов, — ответил Виктор Калюжный, — и коренится он в порочной практике 90-х годов, когда не одна лишь Латвия, а сразу несколько молодых независимых государств неоправданно взвинтили тарифы за перевалку или прокачку российского топлива. Все мы хорошо помним, как и в какой атмосфере это происходило. К примеру, Украина допустила подорожание своих транзитных услуг втрое. То же самое предпринималось, причем, в одностороннем порядке, и странами Балтии. В итоге создалась искаженная ситуация: одни таскают из огня каштаны, а другие на этом зарабатывают».
«На мой взгляд, — сказал далее заместитель главы российского МИДа, — правительству Латвии давно уже пора сесть за стол серьезных переговоров по Вентспилсу». Методы в подходе к этой ситуации могут быть более или менее жесткими, отметил Виктор Калюжный, «но ведь как-то надо, что называется, привести самых несговорчивых людей в чувство и побудить их к разумным, более того, неизбежным компромиссам. Именно это надо сейчас делать, а не оспаривать саму постановку давно назревшего вопроса в повестке дня». Об этом корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» сообщили в пресс-службе «Транснефти».