Агентство Standard & Poor's распространило информацию о присвоении ОАО «АК Транснефть» кредитного рейтинга заемщика В+. Прогноз изменения рейтинга — «Позитивный».
«Рейтинг отражает позицию компании как монопольного оператора системы нефтепроводов Российской Федерации, обеспечивающего транспортировку сырой нефти на экспорт и на отечественные нефтеперерабатывающие заводы — для нефтяной отрасли страны в целом», — заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Эрик Танги.
Прогноз изменения рейтинга «Транснефти» в значительной мере отражает прогноз суверенного рейтинга Российской Федерации. Он также отражает ожидания Standard & Poor's относительно того, что структура акционерного капитала компании не претерпит существенных изменений в ближайшем будущем, объемы транспортировки сырой нефти увеличатся, регулируемые тарифы по-прежнему будут покрывать операционные и капитальные издержки и компании удастся поддерживать устойчивую структуру баланса в течение ближайших трех лет, так что отношение чистого долга к капитализации с поправкой на обязательства по отложенному налогу не превысит 25%.
В 2001 году объем транспортировки «Транснефти» составил 6,83 млн барр. в день, или 97% всей нефти, добытой в России — стране, занимающей 2-е место в мире по объему добычи. Рейтинг учитывает благоприятную по отношению к «Транснефти» систему государственного регулирования, значимость экспорта нефти для бюджета России и устойчивое финансовое положение компании. Также принята во внимание консервативная финансовая политика «Транснефти», нацеленная на поддержание чистого долга на уровне не выше 1 млрд долл. США (по состоянию на конец 2001 г. — 175 млн долл. США).
«Начиная с 1998 г. объемы транспортировки по трубопроводам „Транснефти“ стабильно увеличиваются, но сохраняют фундаментальную зависимость от двух факторов — от цен нефти на внутреннем и мировом рынках и от структуры издержек и финансового положения российских нефтедобывающих компаний. Будущая прибыльность компании зависит от того, насколько структура регулируемого тарифа позволит покрывать операционные и капитальные издержки за счет платежей нефтяных компаний».
В течение 2002−2004 гг. капиталовложения «Транснефти» ожидаются на уровне 1 млрд долл. США в год, что предполагается частично финансировать за счет привлечения заемных средств. Хотя в среднесрочной перспективе это окажет благоприятное воздействие на операционный профиль компании, Standard & Poor's ожидает, что в ближайшем будущем капиталовложения будут превышать денежные потоки, генерируемые операционной деятельностью; это, в свою очередь, приведет к росту финансового рычага, что допустимо при текущем уровне рейтинга.
Standard & Poor's ожидает, что в течение ближайших нескольких лет операционные денежные потоки в среднем составят не менее 40% чистого долга, а покрытие процентов из прибыли до налогов, процентов и амортизации (EBITDA) по-прежнему будет выражаться двузначным числом.