Комитет Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности рекомендовал парламенту ратифицировать соглашение о сотрудничестве по проекту интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», сообщается на официальном сайте «Транснефть».
Межправительственное соглашение по проекту интеграции трубопроводных систем «Дружба» и «Адрия» подписано представителями России, Хорватии, Украины, Белоруссии, Словакии и Венгрии 16 декабря 2002 года в Загребе (Хорватия) сроком на 10 лет с возможностью пролонгации. Проект предусматривает создание экспортного маршрута транспортировки нефти, добытой в России, а также транзитной нефти других стран на мировые рынки через портовый комплекс в г. Омишаль. Предполагается поэтапная загрузка и увеличение существующих трубопроводных мощностей. Общая протяженность маршрута — более 3 тыс. км. По всему маршруту транспортировки будет установлен единый транзитный транспортный тариф на дополнительный объем нефти в размере $ 0,64 за 1 тонну на 100 км.
В соглашении под нефтепроводом «Дружба» понимается участок нефтепровода, проходящий от границы России по территории Беларуси, Украины, Словакии и Венгрии до города Сазхаломбаты. Под нефтепроводом «Адрия» — нефтепровод от Сазхаломбаты до венгерско-хорватской границы и Ядранский нефтепровод, проходящий от венгерско-хорватской границы до портового комплекса в Омишале.
Уполномоченной организацией от Российской Федерации для реализации проекта определено ОАО «АК «Транснефть». Партнерами компании выступают: от Белоруссии — «Гомельтранснефть Дружба», от Венгрии — АО «МОЛ», от Словакии — АО «Транспетрол», от Украины — ОАО «Укртранснафта», от Хорватии — АО «Янаф». Стороны, в частности, гарантируют включение в графики транспортировки дополнительных объемов российской нефти, а также транзитной нефти по согласованным заявкам поставщиков — на первом этапе 5 млн тонн нефти в год, в последующем — до 15 млн тонн.
Напомним, среди российских компаний наибольший интерес к проекту «Дружба — Адрия» проявляли ЮКОС и ТНК (они уже гарантировали объемы прокачки нефти в объеме 5 млн тонн и 2,5 млн тонн в год соответственно), а также «Роснефть», которая в октябре договорилась с американской Marathon о поставках российской нефти в Северную Америку через порт Омишаль.