В конце минувшей недели в Казани (Республика Татарстан) состоялось заседание Комиссии Некоммерческого партнерства (НП) «Российское газовое общество» («РГО») по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива. Заседание проводил председатель Комиссии, член правления ОАО «Газпром», начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Богдан Будзуляк.
В работе Комиссии также приняли участие члены Федерального
Открывая заседание комиссии, Богдан Будзуляк отметил: «На протяжении всего периода деятельности Комиссия уделяет существенное внимание работе с российскими регионами в области использования природного газа в качестве моторного топлива. Основная задача сегодняшнего заседания — еще раз привлечь внимание руководителей всех уровней представительной и исполнительной власти российских регионов, экологических организаций и автотранспортных предприятий к более широкому использованию одного из самых экологически чистых видов моторного топлива, каким является природный газ».
В протоколе, принятом по итогам заседания Комиссии, отмечено, что использование природного газа в качестве моторного топлива в России пока остается незначительным. Так, в большинстве субъектов РФ, входящих в Приволжский Федеральный округ, проектные мощности автоматических газонаполняющих компрессорных станций (АГНКС) используются в пределах 4−13%. В то же время Единая система газоснабжения России дает возможность создать широкую сеть газозаправочных станций. Уже сейчас сеть АГНКС позволяет заправлять природным газом более 250 тысяч автомобилей и выполнять на этом виде топлива внутригородские, междугородные и международные перевозки.
Комиссия одобрила проект федерального закона, предусматривающего регулирование и стимулирование использования альтернативных видов моторного топлива, а также закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в законодательство РФ в связи с его принятием. Руководителям администраций субъектов РФ рекомендовано инициировать подготовку и рассмотрение законопроектов, предусматривающих стимулирование и регулирование использования природного газа в качестве моторного топлива в пределах компетенции субъектов РФ.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.ру» в пресс-службе «Газпрома», следующее заседание Комиссии намечено на IV квартал 2004 года — I квартал 2005 года. Комиссия рассмотрит проект концепции развития рынка газомоторного топлива в РФ, а также ряд вопросов, связанных с организацией взаимовыгодного сотрудничества российских предприятий газовой и нефтяной промышленности по развитию рынка газомоторного топлива.
Для справки:
Сегодня в 163 населенных пунктах 59 регионов РФ действует 207 АГНКС. Их суммарная ежегодная проектная производительность составляет около 2 миллиардов кубометров 88% этих АГНКС (183) находятся в собственности ОАО «Газпром».
Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 36 тысяч единиц. С 1999 года наметился рост продаж метана автомобилистам и в 2003 году он достиг 140 миллионов кубометров. При этом через АГНКС «Газпрома» в 2003 году реализовано около 130 миллионов кубометров газа.
В то же время, если в Италии на одну метановую заправочную станцию приходится 865 автомобилей, в Аргентине — 930, в Бразилии — 950, в Индии — 960, в Пакистане — 970, то в России этот показатель составляет 145 автомобилей на 1 АГНКС.
Предыдущее заседание Комиссии по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива состоялось 3 сентября 2002 года в центральном офисе ОАО «Газпром». На заседании была одобрена концепция по развитию российского транспорта на метане. Документ предусматривает перевод на метан к 2020 году одного миллиона автомобилей, развитие сети АГНКС более чем до 1100 единиц, а также создание соответствующей инфраструктуры. В результате в 2015 году замещение нефтяных видов моторного топлива должно составить
1,5−1,7 миллиона тонн в год, в 2020 году — 2,1−2,3 миллиона тонн. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами в 2015 году снизятся на 750−850 тысяч тонн, в 2020 году на 1−1,2 миллиона тонн.