Накануне прокурор (дело Ходорковский-Лебедев) огласил результаты комиссионной бухгалтерской судебной экспертизы, проведенной в 2003 году в ходе предварительного следствия. Экспертиза должна была выяснить, какие доходы получал Михаил Ходорковский в 1998—1999 годы под видом предпринимателя без образования юридического лица и сколько налогов и страховых взносов он не доплатил, так как к нему незаконно применялась упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (освобождение от обязанностей уплаты подоходного налога с физических лиц и взносов в Пенсионный фонд).
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе экс-главы ЮКОСа, обвинение считает, что Ходорковский должен был платить налоги по другой ставке, так как его доходы получены в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей.
Эксперты пришли к выводу, что Михаил Ходорковский, прибегнув к упрощенной системе налогообложения как предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), недоплатил налогов и страховых выплат за 1998−1999 годы на сумму более 50 млн. рублей.
В ходе процесса Михаил Борисович сделал заявление, касающееся представленных обвинением доказательств по эпизоду об уплате «ЮКОСом» налогов не денежными средствами, а векселями.
«В материалах дела содержится ряд справок о том, что часть векселей НК „ЮКОС“, которыми были уплачены налоги, не были погашены. Я, изучив материалы дела, представленные обвинением, убежден в обратном. В справках, оглашенных Шохиным, есть ссылки на первичные документы о том, что векселя не были оплачены. Я этих документов не нашел», — сказал экс-глава ЮКОСа.
Ранее прокурор зачитывал разрозненные, не связанные между собой документы, относящиеся к разным эпизодам дела. В частности, он огласил свидетельства о рождении Анастасии, Глеба и Ильи Ходорковских. Особая горячность, с которой обвинитель утверждал, что Михаил Ходорковский является их отцом, вызвала некоторое оживление в зале.