Власти Казахстана намерены получить контроль в Казахстанской каспийской трубопроводной системе (ККТС), которая будет создана для доставки нефти…
ККТС — это часть Транскаспийского проекта (ТКП), предусматривающего транспортировку нефти из Казахстана в Азербайджан и далее в Турцию. Данный проект долгое время был заморожен. Однако стремительный рост объемов добычи в Казахстане, заставили Астану искать новые варианты маршрутов транспортировки нефти из страны.
Сегодня основной объем экспорта нефти из Казахстана приходится на трубопровод КТК, идущий через Россию. Несмотря на то, что этот трубопровод предусматривает возможность увеличения пропускных мощностей, долгое время акционеры КТК блокировали решение о расширении трубы. В результате Казахстан был вынужден искать альтернативные маршруты, что и привело к возобновлению переговоров с Азербайджаном по Транскаспийскому проекту. Примечательно, что практически одновременно с мертвой точки сдвинулся и вопрос о расширении ТКТ, отмечает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. По его мнению, на сегодняшний день Казахстан имеет возможность выбора, какому маршруту экспорта углеводородов отдать предпочтение. Это позволяет Астане диктовать свои условия партнерам по ККТС.
Вряд ли Казахстан в сегодняшних условиях пойдет на уступки, поэтому Астана, скорее всего, получит контроль над ККТС, считает эксперт. В случае если Chevron продолжит настаивать на своих условиях, ТКП в целом и ККТС в частности, снова может оказаться в подвешенном состоянии — дополнительные объемы нефти Казахстан сможет направить в КТК. Если же Астана приступит к реализации Транскаспийского проекта, это может повлиять на планы по расширению КТК. Если у Казахстана появится альтернативный маршрут для экспорта нефти, острая необходимость в дополнительных пропускных мощностях КТК отпадет, что может вновь заморозить этот вопрос, рассуждает аналитик.
Стремление Астаны получить контроль над транспортными маршрутами вполне понятно. Казахстан больше не желает оказаться в зависимости от владельцев трубопроводов, как это случилось с КТК. Долгое время Казахстан пытался пролоббировать увеличение мощностей этой трубы, однако контрольный пакет акций КТК Астане не принадлежал. В результате решить данный вопрос долгое время не удавалось. В результате, чтобы ситуация не повторилась, сегодня Казахстан намерен получить собственную экспортную трубу, резюмирует эксперт.