Представленная на рассмотрение Правительства России инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» на 2003 год сформирована на основе принципов, заложенных в основу реформы электроэнергетики.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе компании, инвестиционная программа включает в себя: объекты по производству электрической энергии (тепло-, гидроэлектростанции); сетевые объекты (выдача мощности новых и работающих электростанций); мероприятия по подготовке рыночной инфраструктуры.
Инвестиции в строительство генерирующих мощностей и техперевооружение предлагаются в объеме 14,862 млрд. рублей. В первую очередь это тепло- и гидроэлектростанции, строительство которых определено постановлениями
В 2003 году планируемые инвестиционные программы АО-энерго должны составить 50,6 млрд. рублей, в том числе 39,9 млрд. рублей — амортизационные отчисления, 6,9 млрд. рублей — прибыль, 3,8 млрд. рублей — привлеченные средства (включая заимствования на внешнем рынке, бюджетные средства всех уровней и целевые инвестиционные средства РАО «ЕЭС России»). АО-электростанции планируют капиталовложения в 2003 году за счет амортизационных отчислений 5,5 млрд. рублей.
В 2003 году в целом по Холдингу намечается ввести в действие турбинных мощностей около 1200 МВт, в том числе с привлечением инвестиционных средств РАО «ЕЭС России» 370 МВт, остальные турбинные мощности вводятся за счет собственных средств АО-энерго. Наиболее значимые вводимые мощности — на Бурейской ГЭС (2 гидроагрегата по 185 МВт).
Вместе с тем необходимо отметить, что тарифная политика, проводимая регулирующими органами на федеральном и региональном уровнях, не только привела к снижению темпов ввода мощностей в течение последних лет, но и не обеспечивает текущих потребностей энергокомпаний.
Несмотря на усилия РАО «ЕЭС России» по снижению издержек, которое в текущем году составит 11,1 млрд руб., из 29 федеральных электростанций 18 являются убыточными (11 гидравлических и 7 тепловых). По итогам 2002 года 13 АО-энерго закончат его с убытками, а 20 энергосистем покажут низкую рентабельность. Главная причина — в тарифах не учитывается в полной мере рост цен на топливо, увеличение налоговых отчислений, в частности, водного налога для гидроэлектростанций, налога на имущество после переоценки основных фондов, и ряд других факторов.
На основании опыта предыдущих лет, в РАО «ЕЭС России» считают, что тарифная политика должна строиться, в первую очередь, исходя из экономических расчетов, учитывающих повышение цен на топливо, налоговых платежей, а также региональных особенностей каждой из энергосистем.