До 2020 года на геологоразведку и воспроизводство минерально-сырьевой базы России планируется израсходовать не менее 320 млрд рублей.
Финансирование в первую очередь планируется направить на проведение геологоразведки в перспективных регионах, где наиболее высоки шансы открытия крупных и достаточно значимых месторождений. Причем речь идет не только об углеводородах. Ежегодный прирост разведанных запасов нефти и газа превышает уровень их добычи начиная с 2005 года. Государством поставлена задача выйти на сходные показатели и по другим природным ресурсам. Такие данные озвучил председатель
Поиск перспектив
На сегодняшний момент минерально-сырьевой сектор — основной источник доходов бюджетной системы. Поступления в федеральный бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин и платежей за пользование недрами составили в 2013 году около половины от общего объема доходов федерального бюджета, а объем прямо или косвенно связанных с разработкой минерально-сырьевых богатств страны экспортных поступлений в бюджет государства — около 70%.
Учитывая, что наибольший вклад в бюджет приносит именно добыча нефти и газа, лакомый кусок пирога, выделяемого на геологоразведку, придется на углеводородный сектор.
По мнению отраслевых экспертов, запланированный объем инвестиций, озвученный Медведевым, — серьезная цифра. К примеру, стоимость одной скважины в Западной Сибири оценивается в 300 млн рублей. Исходя только из этой цифры, можно оценить масштаб планируемых работ в области ГРР. Выделяемые средства прежде всего следует направить на поисковое бурение — открытие новых месторождений, считает директор Научно-аналитического центра рационального недропользования ХМАО — Югры Александр Шпильман. По его мнению, это позволит обеспечить энергетическую безопасность страны.
«Если на балансе будут стоять месторождения, нам будет что вводить в разработку, мы будем понимать, где добывать нефть. Компании же смогут выстроить себе четкий и понятный бизнес-план», — отметил Александр Шпильман.
Что касается определения наиболее перспективных с точки зрения открытий месторождений территорий, следует избегать противопоставления регионов, считает эксперт. «Нельзя направить дополнительные средства в Восточную Сибирь, оставив без внимания, к примеру, Западную, и наоборот. В каждой провинции должна действовать своя программа ГРР, учитывающая особенности конкретной территории: выработанность месторождений, структуру запасов. Новые подходы позволяют сегодня эффективно вводить в разработку месторождения, ранее считавшиеся малорентабельными», — подчеркнул Александр Шпильман.
Он добавил, что только за последние 20 лет в Югре открыто более 30 месторождений с запасами свыше 10 млн тонн. И это несмотря на многочисленные разговоры о том, что объемы извлекаемой нефти в округе стремительно падают и компенсировать выпадающую добычу можно только за счет ввода новых участков, которых нет.
«Мы, геологи, не совсем понимаем, кто и зачем нагнетает обстановку, говоря, что запасы нефти истощаются и мы стоим на пороге энергетической катастрофы. У нас еще неизученные баженовская и абалакская свиты, а это серьезные дополнительные объемы углеводородов. Так что в Западной Сибири будет еще много открытий», — добавил Александр Шпильман.
Расширяя границы
Не менее перспективным с точки зрения запуска новых месторождений остается и юг Тюменской области.
По словам генерального директора ФБУ «ГКЗ» Игоря Шпурова, в результате проведенных за последние 2 — 3 года геологоразведочных работ определены три перспективные поисковые зоны: Карабашская, Югано-Колтогорская и Енисей-Хатангская. В этом году в пределах этих зон уже удалось открыть два довольно крупных месторождения — Оурьинское и Западно-Колтогорское.
«Выделение таких серьезных средств на геологоразведку позволит усилить активность работ в этих зонах и значительно усилить сырьевую базу», — подчеркнул Игорь Шпуров.
Уже сегодня на юге Тюменской области в рамках Уватского проекта добывается 10 млн тонн нефти в год, а начиналось все с 700 — 800 тысяч тонн. Ожидается, что к 2020 году пиковая добыча должна достигнуть 17 млн тонн в год. Как неоднократно отмечал врио губернатора Тюменской области Владимир Якушев, в старом нефтедобывающем регионе, Башкирии, ежегодно извлекают 14 млн тонн. Следовательно, юг региона подтверждает свой статус новый перспективной нефтегазоносной провинции. Подтверждением тому служит и еще один нефтяный проект, разрабатываемый правительством региона, — Тобольский. Он предполагает освоение нескольких небольших месторождений, находящихся на границе Уватского, Тобольского и Вагайского районов.
Предполагается, что по объему Тобольский проект будет не меньше Уватского. Ожидается, что он даст региону 13 — 15 млн тонн дополнительно, а следовательно, общий уровень добычи достигнет 30 млн тонн ежегодно. Для сравнения: другой исторически развитый нефтяной регион — Татарстан — ежегодно добывает 24 млн тонн нефти.
Учитывая успех реализации Уватского проекта, можно рассчитывать, что часть средств, выделяемых правительством РФ на проведение геологоразведки, будет направлена в том числе и на доизучение перспективных поисковых зон Тюменского юга. Новые открытия и подтверждение запасов уже разведанных месторождений укрепят интерес к региону со стороны недропользователей. В частности, добычей нефти в рамках Тобольского проекта уже заинтересовались несколько ведущих российских нефтедобывающих компаний. На руку Тюменской области играет и эффективная форма государственной поддержки, обкатанная на Уватском проекте. Налоговые льготы позволили вовлечь в разработку трудноизвлекаемые запасы нефти. Эффект от преференций превзошел все ожидания. Сегодня он измеряется не только в миллионах тонн, но и в количестве созданных новых рабочих мест, активном развитии территории, налоговых отчислениях.