Dipol FM | 105,6 fm

Импортозамещение и ТРИЗ: на форуме «НефтьГазТЭК» подняли главные проблемы отрасли

Мероприятие традиционно считается одним из самых значимых событий в жизни нефтегазовой отрасли России.

Импортозамещение и добыча трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ) — самые актуальные проблемные вопросы сегодняшнего дня в нефтегазовой отрасли России. К такому выводу пришли участники участники VI Международного инновационного форума «НефтьГазТЭК», который прошел 16−17 сентября в Тюмени.

Мероприятие традиционно считается одним из самых значимых событий в жизни нефтегазовой отрасли России. И это не случайно, ведь становление нефтегазового комплекса Тюменской области — уникальный пример масштабного индустриального освоения недр. Об этом заявил губернатор Владимир Якушев в видеообращении к участникам мероприятия.

Он напомнил, что за 50 лет предприятия и институты области накопили серьезный опыт разработки месторождений, транспортировки сырья, его переработки. «Сегодня большое внимание мы уделяем импортозамещению в производстве, повышению качества выпускаемой продукции, привлечению крупных промышленных компаний к инновационному процессу, взаимодействию науки и бизнеса. Все эти задачи можно решить только общими усилиями. Считаю, что „НефтьГазТЭК“ — отличная возможность для компаний рассказать о своих идеях, показать новые проекты и получить поддержку коллег, найти партнеров», — подчеркнул Владимир Якушев.

Губернатор выразил уверенность, что во время дискуссий и презентаций участники форума смогут дать ответы на вызовы времени, выбрать верные пути решения проблемных вопросов, обозначить перспективы отрасли. «Мы ждем от вас конструктивных предложений и новых достижений. Желаю всем успешной плодотворной работы», — сказал он в заключение.

Постановка проблемы

Открылся форум пленарным заседанием, модератором которого выступил Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ. По его мнению, отечественная нефтегазовая отрасль сегодня столкнулась с тремя основными препятствиями на пути развития: западные санкции; падение цены на нефть; технологическое отставание из-за многолетней привычки «выезжать» на советском наследии.

Между тем, уверен спикер, несмотря на критические высказывания на тему, что «нефтегазовая игла губительна для экономики страны», именно эта отрасль должна стать локомотивом и импортозамещения, и внедрения инновационных разработок. «Благодаря „сланцевой революции“ на Западе мы понимаем, что нефть и газ — это современно и высокотехнологично. Что же вы еще хотите импортозамещать?» — задал темп дискуссии Симонов.

Одним из перспективных направлений для приложения усилий научной мысли являются ТРИЗ, актуальность извлечения которых насчитывает с десяток лет. На фоне неуклонного сокращения обычных запасов здесь находится рычаг, способный поднять развитие нефтегазовой отрасли на новый качественный уровень, считает Игорь Шпуров, генеральный директор ФБУ «ГКЗ».

«Проблема ТРИЗ в том, что о них давно говорят, но не дают четкого определения, что это такое», — заметил докладчик. Он предложил считать ТРИЗ те запасы залежей, или частей залежей, разработка которых существующими технологиями экономически неэффективна. Причем ключевыми в определении, по мнению Игоря Шпурова, являются слова «существующими технологиями».

Импортозамещение — не самое подходящее здесь слово. «Замещая импорт, мы не продвинемся в разработке ТРИЗ, — уверен спикер, — потому что ни у нас, ни в мире практически нет технологий, которыми можно экономически эффективно разрабатывать эти запасы. Надо сосредоточиться не на импортозамещении, а на инновациях в технологии разработки месторождений». Пользуясь случаем, Игорь Шпуров дал резидентам Тюменского технопарка своеобразное задание — разработать такие технологии.

Площадок для приложения усилий — множество. Во-первых, это выработанные запасы нефти (с долей выработки 80% и долей обводненности в 95%), на которые сегодня приходится 17% добычи в России. Проблема в том, что при высокой обводненности добывается намного больше воды, чем нефти — примерно 18−20 тонн воды на каждую тонну черного золота. Естественно, что себестоимость такой добычи возрастает в разы, притом, что снижение обводненности только на 1% уменьшает операционные расходы на 15%. Задача — снижение потока добываемой воды.

Другая тема — высоковязкая нефть, которую сегодня добывают в основном в Татарстане и Республике Коми. Проблема здесь в сложности подъема ее на поверхность и в транспортировке. «Сейчас вопрос решают разбавлением высоковязкой нефти нефтью хорошей, тем самым снижая качество конечного продукта», — рассказал Игорь Шпуров. Между тем возможно применение других технологий — закачка горячей воды, применение электрических обогревателей и т. д. Беда в том, что в России эти технологии существуют на уровне опытных образцов, в лучшем случае.

Большие перспективы лежат в разработке сланцевых коллекторов (запасы — 5 млрд тонн) и подгазовой зоны нефтяных оторочек (3,7 млрд тонн). Отдаленные месторождения также ждут своей разработки, для чего необходимо создание инфраструктуры. Кстати, в качестве примера успешной реализации такого проекта спикер привел Уватский район.

И, наконец, доюрские отложения нефти. Многие специалисты уверены, что под Западной Сибирью расположена еще одна «Западная Сибирь», с теми же запасами углеводородов. «К сожалению, у нас пока нет даже поискового критерия для этих запасов. Все те 50 месторождений, которые сегодня обнаружены в этом комплексе, найдены случайно, попутно», — посетовал эксперт.

На все эти моменты, считает Шпуров, необходимо обратить внимание не только науке и бизнесу, но и государству. В частности, налоговые льготы для нефтедобывающих компаний должны быть привязаны только к внедрению новых технологий. «Уверен, что при должной стимулирующей политике государства, мы можем получить минимум 100 млн дополнительных тонн нефти в год», — заявил он.

«Основная роль в разработке и внедрении инновационных продуктов должна принадлежать стартаперам, малому бизнесу», — уверен вице-президент, исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николай Грачев. По его словам, именно так дело обстоит за границей, в частности в Норвегии, где и произошла «сланцевая революция».

В «Сколково» вопросами ТЭК занимаются около 100 проектов, из которых 30−40 уже готовы применять свои разработки на практике. Представитель фонда рассказал, что молодые ученые могут получить до 300 млн рублей грантовых средств, а также: налоговые льготы, лаборатории, консалтинг по маркетинговым и юридическим вопросам. Кроме того, в «Сколково» работает программа «Акселерация», благодаря которой команда ученых превращается в успешный бизнес-проект. «Мы готовы искать проекты под конкретные запросы нефтяников, в том числе и в Тюмени», — отметил вице-президент фонда.

«Главная проблема инновационного бизнеса — достучаться до нефтегазовых компаний, они слушают, но не покупают», — прозвучала реплика из зала. «Нефтегазовые компании — это же бизнес, который должен быть эффективным», — парировал Виталий Ковалев, заместитель генерального директора по бурению ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». По его словам, компания обязательно вложится в разработку, аналогов которой на рынке не имеется, но не будет покупать продукт (пусть и импортозамещающий), только копирующий существующую технологию, да еще и по завышенной цене. Ведь часто в стоимость новой продукции инноваторы закладывают еще и стоимость создания производства.

На пленарном заседании лишь обозначили наиболее проблемные вопросы отрасли, ответы на которых участники форума искали на тематических секциях и конференциях.

Поиск решения

Недропользователи должны активнее включаться в процесс разработки новых технологий добычи нефти. С таким мнением выступил вице-президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор ООО «Югсон-Сервис» Анатолий Киреев.

Рассказывая о компании «Югсон-Сервис», он подчеркнул, что на предприятии сумели замкнуть весь процесс производства — от идеи до серийного воплощения оборудования, тиражирования технологии и оказания сервисных услуг. Имеется собственное конструкторское бюро, экспериментальное и серийное производство, а также сервисные центры. Компания на нефтяном рынке находится более 20 лет, имеет серьезные научные силы, входит в состав ассоциаций нефтегазосервсиных компаний и машиностроительных предприятий.

«Я знаю отрасль с нескольких точек зрения. Показатель импортозависимости в среднем составляет 60%. В интенсификации притоков, многостадийном гидроразрыве пласта — 95%, в освоении морского шельфа — 98%. Цифры пугающие. Поэтому все мы понимаем, насколько сложна задача импортозамещения. Мы должны предложить технологии, которые функционально заменяют существующие импортные образцы и не уступают им по качеству», — сказал Анатолий Киреев. Он подчеркнул, что замещать необходимо технологии целиком, а не отдельное оборудование.

Об опыте сотрудничества с тюменскими предприятиями в контексте импортозамещения рассказал начальник управления по взаимодействию с органами власти и недропользования ООО «Роснефть-Уватнефтегаз» Андрей Мединцев. Он подчеркнул, что в обществе вместо термина «импортозамещение» предпочитают использовать слово «локализация». Для «РН-Уватнефтегаза» это один из приоритетов в работе, так как является важнейшим фактором с точки зрения инвестирования в Тюменскую область и развития местных конкурентоспособных предприятий.

В конце июля вице-президент по энергетике и локализации Андрей Шишкин и вице-президент «Роснефти» по закупкам Светлана Рай побывали в Тюмени, где провели большую встречу с представителями местных предприятий, производящих оборудование для нефтегазовой отрасли. Это, по словам Андрея Мединцева, стало серьезным шагом на пути к более тесному сотрудничеству с отечественными производителями.

В «Роснефти» начали работать над локализацией еще в декабре 2014 года. Выделено три ключевых сегмента в этой области — операционная деятельность, геологоразведка и сейсморазведка, бурение. Проведена большая конференция с потенциальными поставщиками, где специалисты «Роснефти» точечно обсуждали ту номенклатуру оборудования, которая была бы интересна компании.

В результате к сентябрю 2015 года по многим позициям «Роснефть» находится на высокой стадии заключения договоров с поставщиками. «Важно было выйти на оптимальные позиции между возможностями производителей и нашими потребностями. У нас 38 лицензий на месторождения на юге Тюменской области и две на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Особенность в том, что 34 из них полностью автономны. Соответственно, требования, которые предъявляются к оборудованию и услугам, очень серьезные», — пояснил Андрей Мединцев.

Между тем процесс импортозамещения начинает регулироваться на государственном уровне. Так, уже 30 сентября свой план реализации дорожных карт по импортозамещению в сфере нефтегазовой отрасли опубликует Минпромторг России. Об этом рассказал председатель совета Западно-Сибирской правовой палаты, модератор секции «Роль нефтегазовых компаний в создании импортозамещающих технологий и оборудования отечественного производства» Сергей Шатохин.

Он поделился с участниками форума намерениями федеральных органов власти в области импортозамещения и подчеркнул, что в правительстве России началась серьезная работа в этом направлении. Впервые план мероприятий по снижению зависимости российского нефтегазового комплекса от импорта был представлен 3 ноября 2014 года. Предполагается, что он позволит сократить среднюю долю импортных поставок продукции нефтегазового машиностроения в Россию с 60 до 43% за пять лет, то есть к 2020 году.

«У нашего правительства появилось понимание, что безотносительно санкций надо заниматься импортозамещением, хотя бы в той отрасли, на которой держится вся страна. Хотя бы „нефтяная игла“ должна быть в отечественных руках, иначе ее будут вонзать не в те места, которые необходимы для профилактики экономического здоровья», — заявил Сергей Шатохин. По его словам, к 30 сентября Минпромторг назовет предложения по реализации всех разработанных дорожных карт. Предполагается, что они будут реализованы в течение пяти лет.

Другой важнейший для отрасли вопрос, по мнению Шатохина, — поиск инвесторов. По его словам, без понимания, где искать инвесторов, не будет развиваться ни одно предприятие. Есть различные способы поиска инвесторов. Самый главный — обратиться к тем, кто пользуется услугами и продуктами предприятия, доказать их необходимость, позволить проверить.

Кроме того, Сергей Шатохин рекомендовал производителям активнее использовать возможности государства, так как оно финансирует программы импортозамещения. Нужно стараться участвовать в реализации этих программ и не думать, что в Москве уже распределили все средства.

По линии Минпромторга на реализацию программ импортозамещения в нефтегазовой отрасли выделено 162 млрд рублей. 300 млрд обещал направить на эти цели фонд «Сколково». Однако, по свидетельству представителей фонда, пока на эти средства претендентов немного, не проявляют активности и тюменские предприятия.

Сергей Шатохин заверил, что в «Сколково» есть бизнес-ангелы — большие профильные бизнес-структуры, которые готовы поддержать производителей и поучаствовать в реализации крупных проектов. «Другое дело, в какой доле вы останетесь. Но так всегда бывает в бизнесе», — сказал спикер. Он посоветовал производителям оборудования искать, какие выгоды получит заказчик, если приобретет продукцию. Если он получит снижение издержек и повысит производительность труда, то возьмет такое оборудование, даже если оно будет стоить несколько дороже.

«К сожалению, в технопарках и консалтинговых компаниях считают прибыль и доходы того, кто производит, а не того, кто использует оборудование. Между тем, когда изобретали компьютер, думали о том, что интересного получит владелец компьютера, а не его производитель. Именно такой подход нужно применять», — отметил эксперт.

Подведение итогов

Для успешного развития отечественной нефтегазовой отрасли необходимо срочно создавать новые технологии, позволяющие добывать трудноизвлекаемые запасы нефти и газа. Об этом на итоговом заседании форума «НефтьГазТЭК» сообщил комитета по инновациям Тюменской области Алексей Санников.

Как подчеркнул заместитель директора Тюменского технопарка Георгий Крылов, участники форума по итогам двухдневных дискуссий сошлись на том, что существующий уровень развития технологий и законодательная база (в большей степени налоговая) не позволяют извлекать запасы из баженовской и тюменской свит, отложений доюрского периода. Это попросту экономически нецелесообразно.

«Все, что наработано наукой и практикой за последние десятилетия в этой сфере, было опробовано. И если давало результат, то только кратковременный», — отметил эксперт. По мнению Георгия Крылова, разработка и внедрение новых эффективных методов добычи ТРИЗ и налоговые льготы позволят не только вывести добывающую отрасль на новый качественный уровень, но и дать толчок для рывка в нефтегазосервисе, простимулировав создание оборудования нового поколения.

Между тем, отмечают участники «НефтьГазТЭКа», в отечественной, в частности тюменской, науке уже есть хорошие разработки, не получившие пока должной поддержки от государства или крупных добывающих компаний. «В частности, появились новые технологии в геологоразведке, позволяющие достоверно обосновывать запасы среднеюрского периода, залегающие на глубине свыше 4 км», — рассказал Георгий Крылов.

Модератор одной из секций форума, директор ЗапСибБурНИПИ Яраги Курбанов рассказал о перспективе использования многозабойных скважин. Эта технология является реальной альтернативой гидроразрыва пласта, применяемого сегодня повсеместно. Технология многозабойных скважин не только более экологичная, но более финансово привлекательная. Этот метод позволяет бурить сверхглубокие, до 10 км, скважины, проходить сквозь отложения юрского периода вплоть до палеозоя. Перспективы использования технологии также были внесены в резолюцию.

По итогам конференции были внесены предложения, касающиеся нормативных документов. Так, Яраги Курбанов передал мнение тюменских буровиков, считающих, что действующие документы, регламентирующие правила безопасности нефтяной и газовой промышленности от 2013 года, не отвечают современным требованиям. «Второй документ, который требует немедленной разработки, должен регламентировать вопросы качества строительства нефтяных и газовых скважин. В России он сегодня отсутствует», — отметил эксперт. В резолюцию по итогам форума внесено решение о создании в Тюмени рабочей группы для подготовки изменений в нормативную базу, куда войдут представители вертикально интегрированных компаний, сервисных организаций и отраслевых институтов.

Наконец, участниками совещания, несмотря на геополитическую обстановку, были отмечены перспективы международного сотрудничества по вопросам бурения и сервиса. В частности, Алексей Санников выделил развивающиеся отношения с китайскими партнерами.

Мнение

В нефтяную отрасль придут новые технологии, которые принципиально изменят картину в секторе нефтедобычи. Таким мнением, комментируя итоги «НефтьГазТЭК», поделился заместитель генерального директора, главный геолог ООО «РН-Уватнефтегаз» Александр Мирошниченко.

По его словам, появление новых технологий в нефтедобыче неизбежно. В противном случае объем добычи нефти будет неуклонно снижаться. Новые технологии могут быть связаны с разработкой нефтяных оторочек и контактных запасов, низкопроницаемых коллекторов, методами добычи нефти. Частично подобные инновации уже начали появляться. Однако, по словам Александра Мирошниченко, применяются в основном отечественные аналоги зарубежных технологических решений. Отечественные разработки в промышленном масштабе пока не используется.

«В технологиях геологоразведки в меньшей степени стоит ожидать каких-то прорывов. Все-таки физические законы не меняются. Для поиска углеводородов, как и прежде, будет использоваться сейсмика, геофизические и гидродинамические исследования. Может меняться лишь эффективность, информативность, детальность исследований, снижаться их стоимость. Но принципиальных изменений, по моему мнению, не произойдет: методы останутся теми же», — заключил заместитель гендиректора ООО «РН-Уватнефтегаз».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В ДТП на федеральной трассе под Заводоуковском погибла женщина-пешеход
В ДТП на федеральной трассе под Заводоуковском погибла женщина-пешеход
Движение на дороге Тюмень - Омск частично ограничено.
#Госавтоинспекция
#ГАИ
#ДТП
#пешеход
#смерть
#пенсионерка
#Заводоуковск
#Тюменская область
#тк
Перейти по QR-коду и оплатить: перед Новым годом тюменцы могут проверить наличие долгов по налогам
Перейти по QR-коду и оплатить: перед Новым годом тюменцы могут проверить наличие долгов по налогам
На сумму долга ежедневно начисляются пени.
#УФНС
#налоги
#долг
#QR-код
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В России предлагают отказаться от товаров с Санта-Клаусом и пожеланием «Happy New Year»
В России предлагают отказаться от товаров с Санта-Клаусом и пожеланием «Happy New Year»
В Минпромторг направлена соответствующая инициатива.
#Новый год
#товары
#герои
#инициатива
#новости России
#тк
На трассе Тюмень - Курган «КамАЗ» насмерть сбил пешехода
На трассе Тюмень - Курган «КамАЗ» насмерть сбил пешехода
Прокуратура проводит проверку.
#Госавтоинспекция
#ГАИ
#ДТП
#пешеход
#трасса
#смерть
#погиб
#Онохино
#Тюменская область
#тк
«Омские крылья» взяли реванш над тюменским «Рубином»
«Омские крылья» взяли реванш над тюменским «Рубином»
Правда, с минимальным отрывом.
#ХК Рубин
#Рубин
#ВХЛ
#хоккей
#Омск
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк