Вопросы скорейшего завершения сооружения первой очереди нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» по проекту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и вывода его на проектную мощность были рассмотрены 20 мая в ходе встречи главы Минэнерго России Игоря Юсуфова с представителями акционеров и директоратом КТК. Во встрече также приняли участие руководящие сотрудники Минэкономразвития, Минтранса, ФЭК России и администрации Краснодарского края.
Открывая встречу, министр энергетики РФ подчеркнул, что в настоящее время проект находится на заключительном, самом ответственном этапе реализации — завершении строительства первой очереди нефтепроводной системы от Тенгиза до Новороссийска пропускной способностью 28 млн тонн нефти в год.
Достигнутые темпы строительных работ и ход освоения пробного режима эксплуатации по пусковому минимуму, по мнению министра, позволяют надеяться на то, что при необходимой мобилизации усилий всех заинтересованных сторон I-я очередь трубопровода к концу текущего года полностью войдет в строй, — сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе Минэнерго.
Вместе с тем министр указал на ряд проблем, которые пока мешают завершению работы. В частности, к таким проблемам он отнес разногласия среди акционеров КТК относительно необходимости увеличения на 29,7 млн. долларов стоимости строительства насосных станций Кропоткин, Комсомольск, Атырау, разногласия консорциума с Минтрансом относительно условий функционирования порта Южная Озереевка, а также неурегулированность ряда финансовых проблем КТК с администрацией Краснодарского края и ряд других.
Игорь Юсуфов, в частности, высказал мнение, что намерение ряда акционеров заморозить строительство из-за нерешенности вопросов увеличения бюджета может нанести ущерб проекту и привести к неоправданному увеличению общих затрат по проекту. Между тем, объем уже выполненных работ на насосных станциях Кропоткин, Комсомольск, Атырау (94,2, 70,5 и 99,2% готовности) позволяет в намеченные сроки ввести их в строй. Министр подчеркнул, что к ближайшему собранию акционеров КТК, намеченному на 4 июня, акционеры должны согласовать уровень необходимых затрат для завершения строительства.
В ходе состоявшегося обсуждения достигнута договоренность в ближайшее время внести в Правительство проект постановления «О морском специализированном порте Южная Озереевка», которым должны определяться условия применения портового сбора, предоставление лоцманов, функционирование службы капитана порта.
Подводя итоги встречи, И. Юсуфов положительно оценил ее результаты, отметив, что по всем обсуждавшимся вопросам достигнут прогресс.
Для справки:
Проект КТК предусматривает использование модернизируемого нефтепровода «Тенгиз — Астрахань — Комсомольская» и строительство нового нефтепровода «Комсомольская — Кропоткин — Новороссийск», морского терминала с береговыми нефтехранилищами и выносными причальными устройствами. Максимальная пропускная способность 1580-километрового нефтепровода составит 67 млн. тонн нефти в год, в том числе первой очереди — 28 млн. тонн нефти в год.
Согласно расчетам, за 40 лет эксплуатации трубопровода федеральный и региональные бюджеты России получат свыше 23,3 млрд. долларов США в виде налоговых поступлений и прибыли. Стоимость реализации проекта (I очередь) оценивается в 2,4 млрд. долларов.
Строительство первой очереди нефтепровода первоначально должно было завершиться в августе 2001 года, но из-за низких темпов строительства ввод первой очереди нефтепровода отодвигается на вторую половину 2002 года. На начало мая т.г. выполнение работ на насосных станциях Кропоткин, Комсомольск, Атырау составляет соответственно 94,2, 70,5 и 99,2%. В настоящее время закончено только сооружение линейной части нового трубопровода (741 км).
14 октября КТК произвел первый технический налив танкера. 27 ноября 2001 года в присутствии официальных лиц из России, Казахстана и США состоялся запуск нефтепроводной системы КТК в эксплуатацию. Трубопровод начал работать в пробном режиме. К концу 2001 года через выносное причальное устройство (ВПУ) КТК осуществлена перевалка 933 тыс. тонн нефти, с начала 2002 года — 3100 тыс. тонн.