ОАО «Стройтраснгаз» успешно завершило проект тоннельной прокладки газопровода протяженностью 2082 метров и диаметром 2,54 метра в горах Большого Кавказа на строительстве магистрали «Россия — Турция» («Голубой поток»). Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе «Стройтрансгаза», — впервые в российской практике нефтегазового строительства компания использовала метод щитовой проходки через горный хребет, что позволило сохранить 7 гектаров леса ценных пород и значительно повысить эксплуатационную надежность трассы.
«Можно с уверенностью гарантировать, что этот тоннель, проложенный в горе с необычным названием „Кобыла“, — капитальное сооружение, которое прослужит не одно столетие, и при этом негативное воздействие на окружающую природу полностью исключается» — считает вице-президент ОАО «Стройтрансгаз» А.Воробьев.
Изначально заказчик предусматривал сооружение горного участка «Голубого потока» традиционным (наземным) способом. Однако, это повлекло бы за собой разрушение естественного ландшафта местности и хрупкой экологической среды. Более того, подобная технология требовала дополнительных работ по защите газопровода от природных стихий. Согласно статистическим данным ДОАО «Гипроспецгаз», оползни и сели являются одной из главных причин аварий на газопроводах в горной местности Краснодарского и Ставропольского краев.
ОАО «Стройтрансгаз» предложило альтернативный вариант — тоннельный, предполагающий минимальное воздействие на окружающую природную среду, как в период строительства, так и в период эксплуатации трубопровода. В разработке проекта по приглашению компании участвовало НПО «Мостовик» (г. Омск), которое уже имело опыт аналогичной проходки в скальных грунтах. Тоннельный переход в виде железобетонного футляра внутренним диаметром 2,1 м был выполнен современным высокотехнологическим комплексом канадской фирмы «LOVAT», которая сертифицирована на российском рынке.
Технические решения, заложенные в проекте, соответствуют действующей нормативной базе и отвечают сложным геологическим и сейсмическим условиям зоны строительства. В настоящее время метод бестраншейной прокладки предполагается использовать на других горных участках строительства газопровода Россия — Турция («Голубой поток»). В частности, ведутся подготовительные работы на хребте Безымянный.
Отметим, что трубопровод с романтичным названием «Голубой поток» протяженностью 1213 км. понесет природный газ от месторождений Надымского и Тазовского районов к далеким турецким берегам. Этот путь транспортировки газа выбран главным образом потому, что идет целиком по российской территории, не связываясь с соседями, и, соответственно, заметно экономит на транзите.
Технологические решения «Голубого потока» уникальны — впервые две ветки газопровода будут проведены под водой на глубине более 2 км, причем без промежуточных компрессорных станций. Тем более, что, как сообщал ранее Алексей Миллер, «Газпром» намерен принять участие в создании еще двух подводных газопроводов — это североевропейский газопровод по дну Балтийского моря и китайский проект «Восток-Запад».
Для справки:
В настоящее время главными строительными проектами ОАО «Стройтрансгаз» на российской территории являются такие магистральные газопроводы, как «Россия — Турция» («Голубой поток»), «Ямал — Европа» и трехниточный газопровод «Заполярное — Уренгой». Более того, компания является генеральным подрядчиком обустройства газонефтеконденсатного месторождения-гиганта Заполярное.
За последние годы подразделения корпорации «Стройтрансгаз» принимали участие в строительстве крупных газо- и нефтепроводов диаметром более 1000 мм: «Уренгой-Западная граница», «Уренгой-Помары-Ужгород», «Усть-Балык-Омск», «Починки-Изобильное», «Перегребное-Пунга-Ухта» и др., а также ряда дожимных компрессорных станций Уренгойского и Ямургского газоконденсатных месторождений.