Среди проектов, которые правительство считает приоритетными, не нашлось места частным нефтепроводам. На первом месте по важности стоит расширение мощностей Балтийской трубопроводной системы (БТС), а проект трубопровода Западная Сибирь — Мурманск, предложенный пятью крупнейшими нефтяными компаниями, отклонен в пользу маршрута «Транснефти».
17 апреля кабинет министров обсудит основные направления развития нефтегазового комплекса Северо-Запада с учетом реализации проектов перспективных трубопроводов. Накануне Минэнерго предоставило правительству материалы по развитию нефтегазоносных провинций Северо-Западного региона. По прогнозам, добыча нефти в стране к 2010 г. достигнет 450−500 млн т, в основном за счет Западной Сибири. Но месторождения Тимано-Печоры (Архангельская обл. и Республика Коми) в 2010—2015 гг. могут давать ежегодно по 44,4−50,6 млн т. Поскольку нынешняя пропускная способность экспортных маршрутов — 200 млн т, потребуется сооружение новых нефтепроводов.
Главную ставку Минэнерго делает на БТС, сообщает RusEnergy. Первая очередь этой трубопроводной системы, пущенная в декабре 2001 г., прокачивает 12 млн т. В проекте протокольного решения правительства значится: «Принять за основу для дальнейшей работы предложение Минэнерго… имея в виду приоритетность реализации проектов увеличения производительности БТС до 50 млн т нефти в год». По поручению правительства «Транснефть» уже разработала ТЭО реконструкции и расширения БТС, затраты на этот проект оцениваются в $ 1,2 млрд. Из материалов к заседанию следует, что государство не интересуется трубопроводным проектом «Западная Сибирь — Мурманск», предложенным в феврале компаниями ЛУКойл, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз». «В Минэнерго считают, что разведанные запасы и реальная ресурсная база не позволяют пока ориентироваться на проект частных компаний», — сказал замруководителя департамента Минэкономразвития Леонид Бондаренко.
Между тем государство не исключает, что «труба» на Мурманск понадобится. До 2010 г. нефть с Варандейского и Хыльчуюского месторождений, с острова Колгуев и месторождений шельфа Баренцева моря будет доставляться танкерами ледового класса и перегружаться в районе Мурманска в супертанкеры. Если же к тому времени появятся дополнительные 50−90 млн т сырья в год, то на втором этапе будет построен нефтепровод из Восточной Сибири «Ванкорское месторождение — Уренгой — Надым — Салехард — Инта — Ухта — НПС „Нюксеница“ — Беломорск — Мурманск». Его протяженность — 2200 км, необходимые инвестиции — $ 4,3 млрд.