Рост потребительских цен на нефтепродукты в Российской Федерации в 2009 году опережает индекс потребительской инфляции…
Федеральная антимонопольная служба направила нефтяным компаниям письма, в которых сообщается о необходимости представить до 5 октября 2009 года объяснения по факту поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов в августе-сентябре 2009 года, а также о мерах, предпринимаемых компаниями для приведения цен к рыночному уровню. Как говорится в письме, в июле-сентябре этого года в ФАС России поступило более 430 обращений граждан Российской Федерации, адресованных руководству страны, а также обращения депутатов Государственной Думы и губернаторов с указанием на установление необоснованно высоких цен на бензин. Согласно данным Росстата, рост потребительских цен на нефтепродукты в Российской Федерации в 2009 году опережает индекс потребительской инфляции по бензинам автомобильным марок АИ-92 и А-76, и несколько отстает по маркам АИ-95 и выше. Вместе с тем, если в течение первых пяти месяцев 2009 года снижение цен происходило относительно медленно (2−3% в месяц), то только за июнь цены вернулись к уровню начала года (увеличились на 6−10%), а затем в течение 2,5 месяцев увеличились еще на 10−12%. В результате цены приблизились к уровню цен «бензинового кризиса» — июля 2008 года. После снижения с января по май 2009 года примерно на 13%, цены на дизельное топливо в период июнь — сентябрь 2009 года стабилизировались. За рубежом наблюдалась иная динамика розничных цен на нефтепродукты. В период с июля 2008 года по сентябрь 2009 года в странах Европы и США розничная цена бензина снизилась примерно в 1,3−1,5 раза, дизельного топлива — примерно в 1,5−1,8 раза. Это происходит при минимальных темпах потребительской инфляции. На конкурентных мировых рынках по данным EIA спотовая цена на бензин марки Regular в июле-декабре 2008 года снизилась в 3,4 раза, на бензин марки Premium — в 3,1 раза, на дизельное топливо — в три раза. На рынках оптовой реализации бензинов, где вертикально-интегрированные нефтяные компании совместно занимают доминирующее положение, цены отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов, согласно данным информационно-аналитического центра «Кортес», на автомобильный бензин марки АИ-92 снизились за указанный период в 2,3 раза, дизельное топливо — в 2,2 раза. При этом цена на нефть марки Urals, по данным агентства Platt's, снизилась в 3,3 раза. По мнению ФАС России, на российском рынке оптовой реализации нефтепродуктов существуют все условия для снижения цен.