Год, прошедший после предыдущего послания губернатора областной Думе, Сергей Собянин охарактеризовал как «успешный для развития экономики и большинства ее отраслей» и привел оптимистичные статистические данные — прирост выпуска промышленной продукции составил 12%. Это самый высокий показатель среди регионов Уральского федерального округа. Из каких реалий произросла эта горделивая цифра и означает ли она ослабление нефтезависимости экономики Тюменской области?
Два года назад в департаменте по экономике областной администрации начали громко говорить о необходимости динамичного развития разных отраслей производства. Одной из главных причин обеспокоенности состоянием промышленности стало грядущее изменение 48-й статьи Бюджетного кодекса. Уже в 2002 году стало очевидно, что распределение налога на добычу полезных ископаемых в Тюменской области и входящих в ее состав Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, которое на тот момент соотносилось следующим образом: 74,5% - в федеральную казну, 20% - округу, 5,5% - области, скоро изменится не в пользу консолидированного и окружных бюджетов.
В августе 2003 года правительство РФ предложило уменьшить отчисления в окружные и областные бюджеты, соответственно до 14,4% и 4,0%. Сейчас аналитики прогнозируют недостачу в консолидированном бюджете на уровне 40 млрд рублей, или около 30%.
На этом фоне развитие производства должно амортизировать удар, нанесенный из федерального центра. К тому же, само наличие экономически развитых российских регионов, в недрах которых нет нефти и газа, свидетельствует о том, что можно жить не только за счет сырьевой базы: в рейтинге «АК&М», посвященном доле прибыльных предприятий, находящихся на территориях субъектов федерации, юг Тюменской области оказался на 16-м месте, ЯНАО на 42-м, ХМАО на 48-м, пропустив вперед Краснодарский край, Ярославскую и Волгоградскую области, пейзажи которых не украшены буровыми вышками. Между тем количество прибыльных предприятий напрямую влияет на уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет.
«Деревянные» рубли делают на лесопилках
Особые надежды областная администрация возлагала на развитие лесодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности, машиностроения и налогоемкой алкогольной отрасли.
Если сравнивать показатели выпуска товарной продукции лесопромышленного комплекса за 2001 год и прогноз на 2003 год, то выяснится, что объемы производства увеличились почти в два раза: 1323 млн рублей и, соответственно, 2200 млн рублей. Только за 9 месяцев 2003 года предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности по югу области выпущено продукции на 1502,5 млн руб., что к 2002 году составляет 130,8% (в действующих ценах) и 97% (в сопоставимых). В том числе наибольший прирост объемов выпуска продукции получили деревообрабатывающие предприятия: ОАО «Тюменский фанерный комбинат» — 11% и 000 «Тюменская Лесная компания» — 12%; в мебельной промышленности: ЗАО «Сибпромцентр» — 73%, 000 «Инфлекс» — 30% и ОАО ДОК «Красный Октябрь» — 18%; среди лесозаготовительных предприятий: ОАО ЛП «Туртас» — 34%; 000 ЛП «Варвара» — 38%.
Отметим, что лесную промышленность в области намерены развивать комплексно: не только заготавливать древесину, которая растет без дополнительных инвестиций, но и «выращивать» лесозаготовительные предприятия, мощности по переработке низкотоварной хвойной и лиственной древесины и по производству фанеры, ДСП, березового паркета и клееных материалов.
В поселке Антипино ведется строительство завода 000 «Юнион-Тюмень» по производству фанеры мощностью 15 тыс. мЗ в год. ОАО «Тюменский фанерный комбинат» проводит реконструкцию бывшего тюменского завода ДСтП-250 с техническим перевооружением его под производство фанеры, генеральный подрядчик пока не определен. Сергей Собянин отметил, что на развитие лесопромышленного комплекса благоприятное влияние оказывает финансовая поддержка администрации области. Однако потребность в инвестиционных ресурсах превышает денежные вливания — только в 2002 году три предприятия лесной промышленности подали заявки на привлечение средств на общую сумму 4 млн 800 тысяч рублей. Несмотря на то, что среди всех отраслей промышленности в 2002 году этот запрос оказался самым скромным (что объясняется частичным насыщением в 2001 году), областная администрация ведет активный поиск стратегических инвесторов для совместного финансирования базовых, перспективных проектов.
В частности, весной 2003 года в Тюмени прошел деловой форум «Финбизнес-2003». Разумеется, финны, представившие на выставке оборудование для лесной, энергетической и нефтегазовой промышленности, хотели бы освоить регион как рынок сбыта, но у представителей Тюменской области на этот счет оказалось иное мнение. «Продукцию, которую финские бизнесмены представили на выставке, можно производить в нашей области, и сырьевая база региона позволяет это сделать. Торговые отношения важны, но приоритетным для нас является создание совместных предприятий и инвестиций», — задал тон отношениям Сергей Собянин.
Как сообщили в областном департаменте промышленности, продолжаются переговоры с финнами по инвестициям в лесную промышленность. Результат диалога зависит от того, насколько привлекательной покажется инвесторам Тюменская область.
Если иностранцы осторожничают из-за рисков, связанных с нашим законодательством, то отечественных инвесторов во многом отпугивает такой фактор, как административная «матрешечность» области, предполагающая переговоры с несколькими уровнями власти. Тем не менее, в июле 2003 года Тюменская область выбилась на первое место в России по объему привлеченных инвестиций. Москва, оттесненная на вторую позицию, в первом полугодии привлекла 1 млрд 115 млн 700 тысяч долларов, тогда как мы — 1 млрд 965 млн 440 долларов.
Можно предположить, что действенной «приманкой» для капиталов стали налоговые и другие льготы, предусмотренные для вновь создаваемых, действующих и модернизируемых предприятий. Разрабатываемый на протяжении двух лет закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области» содержит проект, предусматривающий для держателей инвестиционных проектов (в качестве которых выступают и предприятия, и инвесторы) льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество
В октябре 2003 года департамент промышленности, инвестиций и государственной поддержки предпринимательства предложил внести в закон изменения и дополнения, позволяющие расширить список форм государственной поддержки. К налоговым льготам, бюджетным и инвестиционным налоговым кредитам добавлены субсидии и субвенции, финансируемые из областного бюджета. Если эти поправки будут утверждены, инвестиционный климат в области станет приятным для наших потенциальных партнеров, которые все как один исповедуют принцип: «Мы идем в те регионы, где находим понимание у администрации».
Есть у «нефтянки» настроение постигнуть машиностроение?
И все-таки главное отличие сравнительно богатой Тюменской области от регионов, вынужденных надеяться исключительно на инвесторов со стороны, — наличие внутренних финансовых ресурсов. Потому у интеграции между севером и югом области не только политическое, но в первую очередь — экономическое обоснование. Обращаясь к депутатам областной Думы с ежегодным посланием, Сергей Собянин акцентировал внимание на том, что в машиностроении возросло производство нефтепромыслового оборудования, приборов и средств автоматизации. По словам губернатора, речь идет не о том, чтобы заставить нефтяников увеличивать свои программы инвестирования, а путем внутренней конкуренции перекинуть часть заказов на наши заводы.
В Тюменской области согласно постановлению губернатора «О возмещении налога на добычу полезных ископаемых» для нефтяных компаний действует налоговая льгота в размере 8% - для предприятий-потребителей нефтепромыслового оборудования, произведенного на территории области. Сейчас этой льготой пользуются ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», ОАО «Сургутнефтегаз», однако увеличения объемов реализации, производства и, соответственно, налоговых отчислений в бюджет не происходит. Причины тому — слабая информированность нефтяников как о льготе, так и об ассортименте продукции, выпускаемой заводами, а главное — нежелание исполнителей заниматься оформлением документов по льготе. Потому материально-технические службы нефтяных компаний и не склонны менять привычных поставщиков, находящихся за Уралом, хотя продукция тюменских машиностроителей не уступает по качеству и обходится дешевле.
Эксперты считают, что целесообразно вернуться к прежней системе налогообложения НК, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагается налогом.
Тем не менее, в первом полугодии 2003 года нефтегазодобывающие организации севера области приобрели у предприятий юга оборудование на сумму около 200 млн рублей. Хотя машиностроение развивается не столь динамично, как лесопромышленность, в 2001 году производство товаров в машиностроении едва достигало 5,5 млрд рублей, а в 2003 году прогнозируется цифра в 7 млрд 300 млн рублей.
Алкогольные вливания оздоровляют бюджет?
Две жидкости традиционно питают казну: нефть и алкоголь. Алкогольная отрасль — одна из самых налогоемких, именно она обеспечивает высокий приток средств в консолидированный бюджет. С 2000 года администрация Тюменской области начала наводить порядок в этой отрасли. Борьба с теневиками была самая жесткая, зато сегодня предприятия отрасли работают на легальном положении и в рамках законодательства. Например, ОАО «Тобольский спиртовой завод «Золотая рожь», по отношению в руководству которого в 2000 году было возбуждено уголовное дело, сегодня завершило модернизацию, и сейчас предприятие оформляет лицензию в министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.
В департаменте промышленности «Вслух о главном» сообщили, что за последние 2 года изменилась ситуация в ОАО «Заводоуковский спирто-водочный завод», где тоже были серьезные проблемы с законом. В настоящее время завод выведен из состояния банкротства, а в 2002 году областная администрация оказала предприятию финансовую поддержку, начались работы по модернизации, однако прогнозируемые показатели завод не обеспечил — спирт неконкурентоспособен по цене и качеству. Изменить ситуацию может только дальнейшая модернизация оборудования.
По расчетам специалистов, финансирование развития алкогольной отрасли в результате выгодно для бюджета. С 2002 года в области предприятиям отрасли оказана поддержка в виде субсидирования процентной ставки банка по привлеченным кредитам, возмещения части акциза на водку и ЛВИ от суммы прироста налога, возмещения части акциза на этиловый спирт. Все эти льготы позволили увеличить выпуск товарной продукции в 2002 году на 50%, а объем налоговых платежей в целом возрос на 96,4%, что можно расценивать как закономерность — компенсация процентов в алкогольной промышленности в среднем окупается за 3−4 месяца, это самый высокий показатель среди отраслей промышленности (для сравнения: в легкой промышленности — 5−7 месяцев, в лесопромышленном комплексе и машиностроении — 1,5−2 года).
И все-таки вернемся к вопросу: насколько серьезно развитие промышленности снизило зависимость области от традиционных нефтегазовых статей дохода? Ответ в исследованиях, отображающих прирост производства по наиболее значимым видам продукции. Лидером оказалась газодобывающая промышленность — 34%, за ней следует производство пиломатериалов — 17%, далее -производство одноразовых шприцев — 14%, электроэнергия и нефть — 11%, аккумуляторы — 8%. «Наиболее высокими темпами за по-следние 1,5 года развивалась нефтедобывающая и нефтехимическая промышленность», — прозвучало в послании Сергея Собянина…