На 10% поднялась в Тюмени цена на бензин всех марок с начала января. По данным мониторинга, проведенного на прошлой неделе управлением по политике цен администрации Тюменской области, популярный бензин АИ-92 достиг 11 рублей за литр, тогда как в конце прошлого года он стоил еще 10 рублей. Бензин марки А-76 продается на заправках по 8,80 — 9 рублей за литр. Средняя стоимость литра А-80 достигла 9 рублей. Дизельное топливо предлагают сейчас за 9 рублей, бензин АИ-95,96 — за 12. Об этом корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» сообщила председатель управления по политике цен департамента экономики администрации Тюменской области Марина Кузнецова.
Январский рост цен в Тюмени, по мнению президента Тюменского топливного Союза Олега Симонова, связан с тем, что на Омском заводе произошла авария, и он практически прекратил производство и отгрузки топлива.
Напомним, 30 декабря на ОАО «Сибнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод» вспыхнул пожар на установке по производству бензина. Причиной возгорания стала авария на трубопроводе, по которому перекачивается только что произведенный бензин.
Из-за этой аварии в ближайших регионах сложился дефицит топлива и, как считает Олег Симонов, в первую очередь компания «Сибнефть» использовала это для поднятия цен на бензин, поставив остальных участников нефтяного рынка в условия, когда они вынуждены были поднять стоимость. Если смотреть январские цены, по которым оптовые поставщики закупают топливо, то они выросли также, примерно на 1−1,5 рубля за тонну.
Рост цен на энергоносители происходит, и в этом нет ничего удивительного. Все уже привыкли, что дорожает газ, электроэнергия и странно было бы удивляться, что бензин остается в прежней цене.
Тот рост цен, который произошел в Тюмени — ожидаем, но не в январе. Во-первых, потому что в январе обычно торгуют декабрьским топливом. Во-вторых, в первый месяц года еще не ощущаются последствия введения нового закона об акцизах (поправок к 22 главе Налогового кодекса), так как только в феврале будет произведена первая плата этого налога.
Повышение должно было случиться в феврале. Авария на Омском заводе просто передвинула это повышение на январь.
«Следующее повышение цен может быть связано с какими-либо нехорошими явлениями на рынке нефтепродуктов в феврале, но мы надеемся их избежать», — подчеркнул Олег Симонов. Он отметил, что накоплен опыт, проведены разъяснительные беседы по новой законодательной главе с властью и с субъектами рынка.
Однако как работает новая система, станет ясно только после 10 февраля, когда будут проведены первые выплаты и можно будет реально оценить ситуацию. Напомним, по новой системе плательщиками акциза будут не только производители, но и лица, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, которые получат соответствующие свидетельства. Если же ситуация будет развиваться по непредсказуемому сценарию, то повышение цен в феврале может быть существенным — до 20 рублей или выше.
И все-таки, если февраль пройдет без повышения, то цена на бензин до весны будет стабильной. Весной стоимость бензина будет определяться балансом спроса и предложения. Если экспорт будет к тому времени так же привлекателен и топливо будет уходить за рубеж, то цена, конечно, поднимется, так как по России возрастет сезонное потребление. Это надо будет чем-то компенсировать. Даже сейчас в связи с большим экспортом, при наличии топлива на заводах, заводы не успевают отгружать произведенный продукт, это связано с длительным сроком оборота вагонов и цистерн. Вагоны возвращаются медленно, и возникает транспортный дефицит.
По дизельному топливу в настоящее время ситуация еще хуже. Как сообщил Олег Симонов, зимнего дизтоплива в России практически нет, потому что за рубежом большим спросом пользуется летнее дизтопливо и российские нефтеперерабатывающие заводы работают за рубеж. Дизтопливо сейчас подорожало достаточно сильно — до 9 рублей за тонну, это дороже, чем бензин марки АИ-76.
Повышение энергоресурсов — очень опасная штука, это инфляция, которая подстегивает все, и когда
Оптовые цены на бензин довольно ощутимо выросли не только в Тюмени, но и по всей стране. С начала 2003 года цены на нефтепродукты в России повысились в среднем от 2% до 7%. В Москве, в частности, этот показатель составил 5%. Это вызвано увеличением акциза на бензин на 45%. Для высокооктановых марок он стал дороже почти на тысячу рублей, сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Важную роль, по его словам, играют и нововведения в налогообложении, а также общая тенденция к повышению цен на оптовом рынке. «Нефтяные компании сейчас стараются выяснить, каким образом вести себя в новой ситуации», — считает он.
Сейчас, по данным Российского топливного союза, в Москве бензин марки АИ-92 стоит в среднем 9,8 руб. Дешевле всего он обходится автолюбителям Саратовской области — 8,55 руб., а на Камчатке за литр данной марки бензина приходится платить 13 рублей. В большинстве же регионов цена колеблется в пределах 9,5−10 руб.
По мнению участников рынка, в ближайшие месяцы можно ждать искусственного дефицита на бензин и нового роста цен. Однако долгосрочные прогнозы в данном случае делать очень трудно, считает Григорий Сергиенко. «Очень многое будет зависеть не только от внутренних факторов, но и от внешних, и прежде всего от мировых цен на нефть. Сейчас российским компаниям выгодно продавать топливо за рубеж, и трудно предсказать, как эта тенденция отразится на отечественном рынке», — считает он.