«Декларацию о намерениях строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона» представили руководители ОАО «АК «Транснефть» во главе с начальником департамента строительства и стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» Анатолием Безверховым.
В ее рассмотрении приняли участие вице-губернаторы и руководители структурных подразделений администрации края, главы муниципальных образований и руководители федеральных органов.
Цель разработки — обеспечить российской нефти выход на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порты Японского моря.
В соответствии с рассматриваемыми прогнозами развития рынка нефти предполагается рост добычи и потребления нефти во всем мире. В том числе, ожидается интенсивный рост объема потребления нефти и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящий момент это второй регион после Северной Америки по уровню потребления нефти: здесь расходуется 27,8% от общемирового потребления нефти.
Среднегодовой прирост объема потребления в период с 2000 по 2020 гг. планируется около 9%. Добыча же нефти в этом регионе, по прогнозам, может сократиться. В связи с этим ожидается, что к 2020 году объем нетто-импорта в страны АТР возрастет по сравнению с уровнем 2000 года более чем на 800 млн. тонн в год.
Крупными потребителями нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Индонезия. Среднегодовой прирост потребления нефти в регионе за последние 35 лет составил 14,1%, что является самым высоким показателем по регионам мира.
В то же время, по прогнозам ученых Сибирского отделения Российской Академии наук и Минэкономэнерго, в России намечается значительный рост добычи нефти. Основным нефтедобывающим регионом по-прежнему останется Западная Сибирь. Значительный прирост добычи нефти в период до 2020 года будет давать и Восточная Сибирь — месторождения Красноярского края, Иркутской области и Республики Саха (Якутия).
Суммарный прирост добычи нефти в целом по России к 2020 году может достичь около 105 млн. тонн. В качестве основной ресурсной базы для рассматриваемого нефтепровода предполагается использовать месторождения Восточной Сибири.
Основываясь на этих цифрах, а также принимая во внимание проведение основными импортерами нефти стран АТР политики диверсификации поставок, можно сделать вывод, что проект экспорта 50 млн. тонн российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона вполне реалистичен. Именно этот объем предполагается транспортировать в рамках рассматриваемого проекта.
Нефтепровод для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — это уникальное предприятие, состоящее из линейной части нефтепровода диаметром 1020−1200 мм, резервуарного парка общим объемом около 400 млн.куб.м, выносных причальных устройств для приема танкеров дедвейтом до 300 тыс. тонн.
Объекты нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны АТР будут размещены на территории Иркутской, Читинской, Амурской, Еврейской областей, Хабаровского и Приморского краев и республики Бурятия. При их сооружении будут применены все мировые новшества в области строительства трубопроводного транспорта нефти и самое современное оборудование. При этом общая протяженность трассы нефтепровода «Ангарск-Хабаровск-Находка» составит 3765 км.
Создание нового экспортного направления транспортировки российской нефти и реализация проекта строительства нового нефтепровода до побережья Японского моря позволит решить важнейшие стратегические задачи, — сообщает ИА «Сибирские новости». Прежде всего, будет способствовать экономическому развитию Восточносибирского и Дальневосточного регионов: стимулированию развитие инфраструктуры и сопряженных отраслей, созданию новых рабочих мест, формированию благоприятного инвестиционного климата.
Проект также будет содействовать развитию ресурсной базы жидких углеводов Востока России и позволит выйти на перспективный рынок стран АТР. Что же касается вопросов экологии, то, по словам главного инженера проекта ОАО «Гипротрубопровод» Олега Ищенко, имеющийся опыт строительства, а также использование стандартного набора станций гарантирует экологическую безопасность данного нефтепровода.