Рассказ полковника инженерно-технического отделения ОМОНа.
Минная война — явление тяжелое. затяжное и требующее максимальной концентрации. Когда враг предпочитает действовать исподтишка, минируя подступы ко всем важным объектам, приходится круглые сутки держать ухо востро. Каждый неосторожный и непроверенный шаг грозит инвалидностью или гибелью бойцов. Минная война практиковалась на Северном Кавказе еще несколько лет назад. Тюменскому ОМОНу в командировках было тяжко без своих саперов, ведущих инженерную разведку в зоне ответственности отряда.
По словам начальника инженерно-технического отделения ОМОНа Росгвардии по Тюменской области полковника полиции Сергея Д., его подразделение при отряде было создано еще в 1994 году и состоит из кинологов, взрывотехников и саперов.
Все ребята отслужили в инженерных войсках, где были штатными или внештатными саперами. При поступлении на службу в ОМОН они прошли обучение в центрах (два на всю страну) по подготовке специалистов этого профиля.
«Мы тесно работаем с кинологическим центром областной полиции, где на довольствии шесть минно-розыскных собак и два щенка. Псы добродушные, никого в жизни не укусили, но дело свое знают четко. На службе у нас в основном немецкие овчарки и спаниели. Еще недавно были ротвейлеры, а сейчас кинологи взяли на воспитание бельгийских овчарок», — говорит Сергей Д.
Начальник инженерно-технического отделения отряда мобильного особого назначения УМВД России по Тюменской области Сергей Викторович Д. родился 30 апреля 1977 года в селе Мальково Тюменской области. После школы поступил в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала Прошлякова, а окончив его в 1999 году, приобрел специальность «командно-инженерная, тактическая инженерных войск».
По распределению служил в грузинском городе Батуми на должности командира взвода минных заградителей, а потом и командира инженерно-саперной роты. По семейным обстоятельствам уволился из вооруженных сил в 2001 году. Вернувшись в Тюмень, устроился на службу в ОМОН при ГУВД Тюменской области.
На счету Сергея Викторовича 11 командировок в Чечню, Дагестан, Грузию, на Донбасс и сотни обезвреженных взрывоопасных предметов. За отличное выполнение служебно-боевых задач он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством второй степени», «За отличие в охране общественного порядка» и ведомственными медалями «За разминирование», «За заслуги в укреплении правопорядка», «За доблесть в службе» и «За отличие в службе» трех степеней. Сейчас он с частью отряда находится в зоне специальной военной операции, где занят разминированием территории у населенных пунктов. Работа саперов тюменского ОМОНа пока засекречена, но в скором времени Родина узнает о подвигах своих героев.
В задачи его подразделения входят поиск, обнаружение, идентификация и обезвреживание взрывных устройств и найденных взрывоопасных предметов. Еще недавно уйму времени у саперов отнимали ложные сообщения о минировании школ, но с развитием технических средств распознавания абонентов и исчезновения с улиц телефонов-автоматов стало легче выявлять юных «террористов». После профилактических штрафов родителей выявленных «звонарей» они прекратили лихорадить школы.
Сейчас разве что только пьяные могут грозить взрывом с мобильного телефона. Их быстро вычисляют и привлекают к уголовной ответственности. Остаться незамеченным у «террориста» не получится. В качестве профилактики саперы обследуют на предмет взрывчатки места массового скопления людей. По статистике, им поступает около 350-400 сообщений в год. В среднем на отдел приходится по одному вызову в сутки.
В этом году саперы ОМОНа обследовали в Тюмени свыше 1,2 тысячи мест массового пребывания граждан на предмет выявления взрывоопасных веществ и антитеррористическую защищенность объектов. С начала года в ОМОН поступило 10 сообщений от граждан об опасных находках. Семь из них подтвердились. Саперы изъяли и уничтожили обнаруженные боеприпасы. Кстати, прошлый год оказался более «урожайным» на взрывоопасные находки.
В Сибири слышно эхо Первой мировой
Основная боевая работа ОМОНа в мирное время сводится к сопровождению сотрудников полиции, примерно раз в месяц бойцы привлекаются на задержание какого-нибудь преступника, а вот инженерно-техническое отделение круглосуточно находится в боевой готовности: кинолог, сапер и водитель готовы рисковать жизнью, чтобы ликвидировать угрозу взрыва.
И сейчас в Сибири слышно эхо Первой мировой. Ежегодно саперы ОМОНа проводят до 10 разминирований. В основном это найденные гражданами боеприпасы Первой мировой войны отечественного и иностранного производства. Иногда в очень хорошем состоянии.
По опасным находкам можно писать историю Тюменской области. В начале прошлого века белогвардейцы снабжались английским и немецким оружием. Например, английские гранаты граждане находят в Голышмановском районе — в походе на Омск и в локальных боях их теряли колчаковцы. А в середине мая 2016 года житель села Килки прогуливался с собакой в глухом сосновом лесу и нашел осколочно-фугасный снаряд калибра 75 мм. По историческим данным, на близлежащей железной дороге стоял бронепоезд, в течение четырех дней обстреливавший село Богандинское.
Судя по всему, найденный снаряд не разорвался при выстреле. Сознательный гражданин позвонил в полицию. Саперы инженерно-технического отдела ОМОНа накладным зарядом уничтожили опасную штуковину на месте.
Любопытно, но земля Голышмановского района богата артиллерийскими снарядами, Заводоуковского (у села Падун) — минометными, а Омутинского — ручными осколочными гранатами. Некоторые находки идеально сохранились, хоть сейчас в бой. Например, найденная в Голышманово граната «Милса» 1913 года выпуска, ради эксперимента разрушенная водяной пушкой, блестела изнутри, как новенькая с завода. Время ее почти не коснулось. Крупные осколки саперы оставили на память, для идентификации аналогичных находок.
Попадаются специалистам и современные боеприпасы. В основном это ручные осколочные гранаты, привезенные из горячих точек. Кто-то их случайно теряет, а кто-то, остерегаясь уголовного преследования, звонит в полицию и сообщает, где спрятал арсенал. Известен случай, когда саперов ОМОНа привлекали для уничтожения похищенных и потом найденных взрывателей от реактивных снарядов установки «Град».
Работы «кротам» хватит надолго
С развитием технических средств саперам («кротам», на военном сленге) все сложнее работать. Противник изощряется в новинках взрывных устройств с элементами неизвлекаемости. В основном дистанционного подрыва. В практику входит поочередный подрыв двух фугасов для уничтожения большего количества людей. В «моде» у боевиков остается установка неизвлекаемых растяжек и минирование легковых автомашин. В одной из командировок на Кавказ омоновцы на мобильном КПП предотвратили мощный теракт. В кузове остановленной «Газели» спецназовцы нашли мощную бомбу, искусно замаскированную под газовый баллон. С первого взгляда даже специалистам сложно определить, что это было взрывным устройством. Ни проводов тебе, ни взрывателя… Только благодаря оперативной информации и бдительности сотрудников удалось выявить эту емкость, под завязку залитую разогретым тротилом.
«При наличии информации в Интернете, боевикам не требуются инструкторы-минеры, и они изощряются, насколько хватает фантазии. Государство борется с терроризмом, но не все обучающие сайты успевает перекрыть. Плюс в помощь боевикам иностранные ресурсы — за кордоном тоже не дураки: обучают своих диверсантов. До сих пор в Россию, на родину, возвращаются недобитые боевики ИГИЛ (запрещенная организация) с огромным и серьезным боевым опытом, и, судя по всему, работы нам еще хватит надолго», — сетует Сергей.
Только за последние несколько лет саперы ОМОНа обезвредили сотни взрывоопасных предметов. Но были и курьезные случаи, когда их приглашали разминировать найденные на улице пепельницы, сделанные из корпусов выхолощенных минометных снарядов и гранат Ф-1.
Гора песка, как-то летом выгруженная «КамАЗом» в одном из дачных кооперативов Тюмени, привлекла окрестных ребятишек лет семи. Превратив ее в огромную песочницу, дети нашли в ней какие-то тяжелые диски и принялись колотить по ним кирпичами. За этим занятием их застал председатель садоводческого общества. Мужчина, служивший когда-то в армии и имевший представление о боеприпасах, отправил детей из песка, а сам вызвал полицию.
Приехавшие саперы опознали в найденном «диске» учебную противотанковую мину, и, в поисках аналогичных «гостинцев», полицейские раскидали весь песок по округе. Как оказалось, вместе с песком грузовик привез в садоводческое общество около 10 противотанковых и столько же противопехотных мин. Как оказалось, во времена забвения полигона ТВВИКУ на его территории появился незаконный песчаный карьер, откуда экскаваторы грузили песок на машины вместе с учебными минами. А до закрытия этого карьера саперы ОМОНа целыми ящиками вывозили со строек найденные в завезенном песке учебные боеприпасы.
Подвиги в мирное время
Мало кто знает, что один из саперов, старший прапорщик милиции Владимир Ярков, представлен к «Ордену Мужества» за подвиг в мирное время. В апреле еще 1999 года тюменские криминальные структуры пытались обложить данью владельца газозаправочной станции на Ялуторовском тракте и диктовать свои условия ведения бизнеса. Для того, чтобы он был сговорчивее, бандиты заминировали полную цистерну на газозаправочной станции предприятия «Газсистем». Ближе к полудню ее рабочий под одной из цистерн заметил полиэтиленовый пакет, издававший характерный звук заведенного будильника. Решив, что находка может оказаться бомбой, мужчина тут же сообщил о ней начальству.
На место происшествия прибыла группа саперов ОМОНа. В свертке милиционеры увидели несколько брикетов тротила общим весом 800 граммов и прикрепленный к ним будильник с батарейками. Взрыв программировался на 12 часов 30 минут по местному времени.
Чтобы взрывное устройство не стало легкой добычей сапера, бандиты поставили «бомбу» на неизвлекаемость. Только благодаря мастерству Владимира Яркова опасную штуковину удалось обезвредить за 40 минут до взрыва. Его последствия могли бы повлечь за собой настоящую техногенную катастрофу. В заминированной цистерне было пять тонн газовой смеси, которую собирались перекачать в запасники заправочной станции.
К сожалению, 20 октября 2002 года во время инженерной разведки у поселка Черноречье на окраине города Грозного старший прапорщик Владимир Ярков подорвался на вражеской растяжке. Получив множественные осколочные ранения лица и рук, он потерял зрение и был награжден вторым «Орденом Мужества».
А 21 марта 2005 года в Чеченской Республике тяжелые ранения получил милиционер-кинолог инженерно-технического отделения сержант Дмитрий Ширшов. Во время инженерной разведки автодороги он подорвался на проводном управляемом фугасе у селения Алхан-Кала.
Его служебная собака нашла и обозначила замаскированный фугас, однако боевики от отчаяния тут же при виде сапера осуществили дистанционный подрыв. Дмитрий Павлович получил множественные осколочные ранения обеих ног, правого глаза и контузию. Погибла его собака. Из-за серьезных травм Дмитрию пришлось ампутировать руку и ногу. За самоотверженность и отвагу он награжден «Орденом Мужества».
Постскриптум. С началом специальной военной операции на Донбассе саперы тюменского ОМОНа регулярно принимают участие в инженерной разведке, поиске взрывоопасных предметов и разминировании подведомственной территории.
Фото: Людмила Попова