Людмила Лубышева выступает за спортизацию образования - активное использование элементов спорта.
Как привить любовь школьников и студентов к спорту? Над проблемой бьются не только учителя физкультуры, но и ученые. В Тюмени на этот вопрос попытались ответить на круглом столе «Спортизация физического воспитания».
Доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Людмила Лубышева предлагает превратить предмет «Физическая культура» в предмет «Спортивная культура» в старших классах общеобразовательных школ и в вузовском физическом воспитании. Она выступает за спортизацию образования, то есть активное использование элементов спорта.
«Мы знаем, как использовать физический потенциал в спорте, чтобы привести человека к победам. Спорт неумолимо идет к новым высотам, но что же происходит с физическим воспитанием? Все с точностью до наоборот — на лицо деградация. Современные школьники не могут выполнить те нормативы, что были под силу их сверстникам в 1980-е годы. То есть потенциал детей снизился. Если удается совершенствоваться в спорте, то почему бы не перенести эти технологии в физвоспитание, конечно, адаптировав их», — рассказала Людмила Лубышева.
В 1990-е годы в России возник научный коллектив, который взялся за внедрение нового проекта. Стартовал он в Сургуте. В экспериментальной школе занятия физкультурой стали проводиться не по классам в параллели, а по учебно-тренировочным группам. Работа началась с пятого класса, затем присоединились 6,7,8 и 9 классы. В девятом классе планировалось завершить проект и проводить физкультуру в 10 и 11 классах по старой, традиционной, системе. Однако и педагоги, и школьники оказались против. В итоге и у старшеклассников сбыли сохранены учебно-тренировочные группы. Эксперимент оказался успешным: сургутские школьники опередили по уровню физической подготовленности своих сверстников из развитых стран.
«После этого мы перенесли программу из финансово благополучного Сургута в Чайковский, самый обычный российский город. Реализованным проектом я горжусь. Когда мы отработали систему в двух городах, перешли от научно-исследовательской деятельности к проектной, разработали программы для разных классов по разным видам спорта. Апробация прошла по всей России, и теперь мы можем говорить о том, что проектная деятельность сменилась инновационной практикой. Эта технология внедряется сейчас не только в школах, но и в вузах», — сообщила Людмила Лубышева.
Она добавила, что ключевым моментом в их программе является использование технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки. В спорте самое главное — систематическая, регулярная тренировка, это и необходимо привнести в школу.
Современный ребенок очень мало двигается, поэтому важно, чтобы навыки ходьбы и бега развивались в начальной школе. В средней школе приоритет должен отдаваться формированию мотивации к спортивной деятельности, в старшей — акцентируется направленность спортивного совершенствования. В поселке Октябрьский урок физической культуры в школе был преобразован в урок спортивной культуры. По словам профессора, результаты были ошеломляющими. По ее мнению, в системе профессионального образования учащиеся должны заниматься избранным видом спорта, и это не просто уроки физкультуры, а спортивные тренировки. Нет цели превратить их в атлетов экстра-класса, но они будут любить спорт, смогут позаботиться о своем здоровье.
«Нас очень сильно упрекали в том, что мы хотим из каждого школьника и студента сделать спортсмена, — заявила Лубышева. — Нет, мы такой задачи никогда не ставили! Задача формирования спортивной культуры учащегося стоит во главе нашего проекта».
Участники круглого стола, а это около 40 человек, среди которых ученые Москвы, Сургута, Тюмени, отметили, что спортизация является признанной и эффективной технологией организации физического воспитания детей и молодежи. Руководителям вузов и учреждений СПО рекомендовано рассмотреть вопрос о внедрении этой технологии в своих образовательных организациях.