«Вслух.ру» возобновляет серию публикаций о громких и расстрельных уголовных делах в Тюменской области прошлого века.
Принято считать, что разгул жестокой преступности пришелся на начало 90-х, но, как ни странно, и в начале 60-х можно было лишиться жизни за… бутылку красного вина.
18-летний Дамир Ш. был единственной надеждой своей пожилой матери-инвалида третьей группы с пенсией в 26 руб. 80 коп. и пособием на двух детей в 7 рублей 50 коп. Из глухой деревни Вагайского района она отправила сына в Тобольск. Дамир учился неплохо, и, несмотря на его замкнутость, учителя положительно о нем отзывались. Обладая организаторскими способностями, он даже стал лидером в классе по сбору древесной золы на калийное удобрение. Однако сам себе подпортил репутацию, дважды появившись на выпускных экзаменах в нетрезвом виде.
Он жил в общежитии и в июне 1964 года должен был окончить тобольскую среднюю школу №15, однако по приговору Тюменского областного суда на 12 лет отправился в исправительную колонию особого режима.
Выстрел в ночи
Около полуночи 10 июня 1964 года в палисаднике общежития ремесленного училища по улице Красной города Тобольска раздался выстрел. Выглянув на шум, складской сторож так и не разглядела в ночи трех человек, крупной рысью метнувшихся через кусты в сторону Абрамовского моста. Но выстрел слышала не только она. Кто-то даже позвонил по телефону в городской отдел милиции и рассказал об убитом мужчине.
Участковый уполномоченный тобольского ГОМ Юрий Востряков получил сообщение о том, что в канаве на улице Красной лежит человек. Приехав на служебной машине к указанному месту, милиционер обследовал канаву и, не найдя ничего подозрительного, вернулся в отдел. Только утром случайные прохожие нашли труп несчастного с огромной дыркой в окровавленном пиджаке и позвонили в милицию.
Оперуполномоченный городского отдела милиции капитан Ильиных осмотрел тело погибшего. Одет он был в лыжные брюки, зеленую рубашку, а на ногах — кирзовые сапоги. В углу левого кармана простреленного пиджака он нашел всего четыре копейки, а на земле у тела важную деталь — 27 обрывков обгоревшего бумажного пыжа из школьной тетради с рукописным текстом. Обнаруженное вещественное доказательство он отправил на экспертизу в научно-техническое отделение УООП Тюменского облисполкома. Потом эта кучка бумажек стала косвенным доказательством совершенного преступления.В поисках убийцы
Умышленное убийство было налицо, и городская прокуратура возбудила уголовное дело. Вскоре сыщикам удалось установить личность погибшего, шофера местного автотранспортного предприятия Виталия Ч. 1941 года рождения и найти его сожительницу, Елену. По словам молодой женщины, Виталий любил выпить и, как он сам рассказывал, на этой почве от него ушла жена. В тот злополучный вечер он был без настроения: за пьянство на рабочем месте руководство гаража отстранило его от машины.Немного протрезвев, он пригласил подругу прогуляться к открытому в этот день для посещения горсаду, однако по дороге встретил троих приятелей, которые предложили ему опохмелиться. Елена пошла домой, а Виталий остался с парнями. До опознания в морге она его больше не видела.
В поисках возможного убийцы оперативники отправились в ближайшее общежитие, и у них вскоре появился первый подозреваемый. Почти все жильцы знали о том, что у старшеклассника Дамира был обрез охотничьего ружья. Он его нередко демонстрировал и, разрешая конфликтные ситуации со сверстниками, для острастки несколько раз стрелял в воздух.
После Великой Отечественной войны до 1959 года купить охотничье гладкоствольное ружье можно было свободно в любом поселковом или хозяйственном магазине, как молоток или топор. Потом государство отменило свободный оборот гладкоствольных охотничьих ружей, и купить их можно было только при наличии охотничьего билета.
В конце апреля, примерно за полтора месяца до убийства, пожилой сторож пришел в общежитие продавать свое ружье. При виде оружия у Дамира загорелись глаза. Дед просил за ствол 10 рублей, но уступил за полцены, отдав впридачу еще бездымный порох, дробь и около 20 гильз и патронов. После уроков в школьной мастерской Дамир отпилил у ружья часть ствола и сделал удобный обрез, помещавшийся даже в грудном кармане пиджака.
Как потом в своем заключении напишет эксперт научно-технического отделения УООП Тюменского облисполкома, это охотничье ружье было системы Фролова 32 калибра 1947 года выпуска, пригодное для стрельбы дробовыми и пулевыми патронами, с разными номерами на затворе и патроннике. «Фроловками» неофициально называли гладкоствольные охотничьи ружья, появившиеся в СССР с 1920 года. Их переделывали из бракованных или изношенных винтовок Мосина образца 1891 года. Название этого ружья появилось от фамилии конструктора Тульского оружейного завода Петра Николаевича Фролова, разработавшего конструкцию переделанного ружья.
Обрез за поясом придавал Дамиру силу, уверенность в себе, и с ним он не расставался даже ночью, пряча под матрасом своей постели.Всех перестреляю!
Сдав очередной выпускной экзамен, вечером 10 июня 1964 года пятеро друзей отправились на открытие городского сада и вечером у клуба повстречали четверых пьяных мужчин, направлявшихся к палисаднику с бутылками пива и вина. Дамир предложил друзьям их побить за то, что кто-то из этих мужчин якобы обозвал их «голодной командой». Приятели отказались, и тогда он сам, зарядив обрез, дерзко направился в палисадник и потребовал у пьянствовавшей компании бутылку вина: «Отдайте вино! Считаю до трех, а то всех перестреляю!».
На свою беду Виталий Ч. привстал с полянки и пригрозил: «Я тебе сейчас постреляю!». Почти тут же раздался выстрел. Раненый мужчина схватился за левый бок и попросил собутыльников вызвать скорую помощь. Дробовой заряд попал ему в селезенку и задел легкое. Испугавшись выстрела, недавние друзья-собутыльники бросились врассыпную, оставив Виталия умирать. Страх был столь велик, что они даже не сообщили об убийстве в милицию.
Стрелок и сам испугался, но нашел в себе силы обыскать карманы раненого мужчины и снять с его руки позолоченные часы «Москва» с черным циферблатом. Дамир вернулся в общежитие и, спрятав обрез на чердаке, утром показал добычу друзьям. Понимая, что его будут искать, решил избавиться от вещественных доказательств и отвез обрез с часами к приятелю в деревню Сумкино.Убийца сам хотел застрелиться?
Оперативники городского отдела милиции ни на час не прекращали поиски убийцы. На чердаке общежития они нашли отпиленный приклад ружья, в школьной мастерской — обрезок ствола, а в тумбочке Дамира — школьную тетрадь с вырванным листом для пыжа, найденного на месте преступления.
Задержанный по подозрению в убийстве, он стал давать показания, назвал своих друзей, присутствовавших при убийстве мужчины, и рассказал, где спрятал обрез и краденые часы. Друзья прошли только свидетелями по этому уголовному делу. С их слов после убийства мужчины Дамир якобы сам хотел застрелиться, но они его отговорили. А на вопрос, почему сами не заявили о преступлении в милицию, сказали, что хотели, чтобы он сдал все экзамены и окончил 11-й класс.
В ходе обыска сыщики нашли у Дамира и монтажный пистолет, который он после убийства украл на складе тобольского строительного предприятия и, изменив конструкцию, пытался из него сделать боевой.
По совокупности совершенных преступлений (разбойное нападение, убийство и кража) судья Тюменского областного суда Иван Тимофеевич Толстой назначил злодею суровое наказание и помимо лишения свободы взыскал с него в доход республиканского бюджета 57 рублей стоимости монтажного пистолета и 37 рублей за проведение судебной экспертизы.
Фото: архив пресс-службы судебной системы региона