Основное предназначение тонирования стекол — это улучшение внешнего вида автомобилей, маскировка внутренней отделки, предметов, находящихся в салоне и внешнего облика пассажиров.
Корреспондент интернет-газеты «Вслух.Ру» побеседовал со старшим государственным инспектором ОГИБДД УВД
Плюсы тонировки, сообщил Эдуард Литвинов, заключаются в задержке части ультрафиолетового и инфракрасного излучения солнца, что делает поездку в автомобиле более комфортабельной, снижает эффект выгорания обивки салона, несколько замедляет процессы старения пластмассовых деталей салона и приборной доски автомашины. Так как тонированные стекла поглощают часть энергии солнечных лучей, то в зимнее время, особенно днем, в солнечную погоду, стекла салона замерзают и покрываются инеем в меньшей степени, чем обыкновенные. Но не стоит обольщаться. Измерения показывают, что пленки, напыления и даже дешевые заводские тонированные стекла задерживают не более 3-5% ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Наибольший эффект дают специальные изотермические стекла, но они стоят недешево и ставятся только в самые дорогие модели автомобилей.
Минусы тонировки — несколько снижается видимость и контрастность дорожной обстановки, что особенно заметно проявляется в сумерках. Кроме того, постоянно возникают конфликты с сотрудниками ГИБДД.
Тонировка стекол автотранспорта определяется ГОСТом 5727 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и Постановлением
Постановление № 363 дополняет и изменяет ГОСТ по ряду позиций и допускает тонировку стекол легковых (и иных типов) автомобилей в следующих пределах: лобовое стекло не более — 25%, стекло передних дверей не более — З0%, остальные стекла не более — 40% включительно. Это предельные цифры, означающие процент поглощения стеклом светового
потока. Иначе говоря, лобовое стекло должно иметь светопропускание не менее 75%, передние боковые — не менее 70%, прочие — не менее 60%. Кстати, даже новое лобовое стекло автомобиля триплекс поглощает 15-20% светового потока, а старое, потертое щетками и дорожной пылью — свыше 20%, то есть, оно практически не имеет запаса по тонировке.
В соответствие с вышеупомянутыми документами допускается иметь полностью затемненное заднее стекло при том условии, что автомобиль или иное автотранспортное средство оборудовано зеркалами заднего вида как справа, так и слева.
Кроме заводской тонировки постановление № 363 теперь допускает самостоятельное тонирование стекла автомобиля, как напылением, так и с помощью оклейки стекла пленками снаружи и внутри салона. «Обратите особое внимание на этот пункт. Постановление № 363, дополняющее ГОСТ, теперь разрешает любой способ тонировки. Хоть берите веник, окунайте его в ведро с краской и мажьте стекла, единственное условие — светопропускание должно быть в пределах разрешенного», отметил Эдуард Литвинов.
Ширина светозащитной полосы, которую вы имеете право укрепить на лобовом стекле, осталась прежней — не более 15 сантиметров. Никаких иных или новых требований по светозащитной полосе нет.
Для проверки светопропускания сотрудники ГИБДД в основном используют портативный прибор «Блик». Этот прибор подключается к прикуривателю и по инструкции дает точные показания при напряжении питания 12 плюс- минус 0,6 V. Очень важно помнить и знать, что прибор показывает на табло не процент тонировки, а количество прошедшего через стекло светового потока. Например, если он показал «70», это значит, что через стекло прошло 70% светового потока, а тонировка составляет 100 — 70 = 30%, — допустимо по ГОСТу.
Автолюбители должны знать, что прибором запрещено пользоваться в дождь и при температуре воздуха ниже — 10 С. Измерять прибором можно в любое время суток, при любой освещенности в месте измерения. Инспектор не обязан иметь при себе сертификат на прибор, а вот сам прибор должен быть опломбирован и на нем наклеена бирка, с указанием очередного срока проверки. Если пломб нет или они повреждены или же просрочен срок очередной проверки — ваше дело в шляпе, можно опротестовать результаты заверений. Также все руководящие документы ГИБДД категорически запрещают производить измерения с помощью пальца, носа, глаза или сапога инспектора.
Если же прибор показал превышение нормы, и инспектор ГИБДД выписал вам квитанцию для оплаты штрафа, а вы сомневаетесь в объективности измерений, то в 10-дневный срок необходимо написать заявление (жалобу) в соответствующее отделение ГИБДД. Начальник этого отделения обязан назначить повторное измерение другим прибором в согласованное с вами время и в согласованном месте. За время переписки вы успеете привести тонировку в норму, и штраф платить вам не придется.
Кстати, по закону «о защите прав потребителей» вы можете обратиться на фирму, которая сделала вам тонировку с требованием привести ее в состояние, требуемое ГОСТом, и сделать это фирма должна бесплатно, за свой счет, иначе вы можете с ними судиться и требовать возмещения всех убытков (штрафа, судебных расходов, морального ущерба). Фирмы, делающие тонировку тем или иным способом (полная замена стекол, напыление, наклейка пленок) должны иметь лицензию на выполнение данного вида работ и по ее окончании выдавать вам на руки сертификат о том, что тонировка сделана в соответствии с ГОСТом. Не убирайте его далеко, этот документ может пригодиться для оспаривания любых дорожных ситуаций, связанных с тонировкой стекол.