За пять месяцев текущего года только по югу Тюменской области зарегистрировано 2 443 хищения мобильных телефонов, что составляет 30 процентов от общего количества краж.
Быстрый рост рынка мобильных телефонов и сотовой связи вызывает желание у мошенников получать дополнительные доходы. Жулики не упустят возможности пристроиться к кормушке любого высокодоходного бизнеса."Жертвами преступников в минувшем году в нашей стране стали от семи до пятнадцати миллионов владельцев мобильных телефонов. По данным соцопросов, 70 процентов населения страны считает, что борьба с телефонным мошенничеством не ведется, 40 процентов думают, что ведется, но только операторами связи. 21 процент думает, что этим должно заниматься государство. Лишь 13 процентов населения считает, что граждане сами должны предупреждать действия преступников и не попадаться на удочку мошенников," — приводит цифры Сергей Попов, директор Тюменского филиала ОАО «Вымпелком».Как рассказал «Вслух.ру» Виталий Крюков, начальник управления уголовного розыска ГУВД по Тюменской области, за пять месяцев текущего года только по югу Тюменской области зарегистрировано 2 443 хищения мобильных телефонов, что составляет 30 процентов от общего количества краж. Зарегистрировано 995 уличных грабежей «мобильников» (56 процентов от общего количества этого вида преступлений). 220 грабежей телефонов зарегистрировано только в Тюмени (на 100 преступлений меньше, чем в прошлом году). И 119 разбоев, что составляет 45 процентов от общего количества этих преступлений. Способы мошенничества в данной сфере разнятся как по степени изощренности мошенников, так и по степени общественной опасности их деяний. Они условно подразделяются на три состава преступлений — правонарушения, связанные с нанесением материального ущерба лицам, предоставляющим мобильную связь, дилерам сотовых компаний, продвигающим услуги мобильной связи и в отношении абонентов, использующих мобильную связь. Не меньшую опасность представляют действия по перехвату информации, передающейся по каналам частной и коммерческой связи (мобильный шпионаж). И еще один вариант, распространенный среди криминальных «талантов», проникновение в мобильные сети. Основной и, наверное, самый распространенный в Тюмени вид посягательства на мобильные телефоны — это мошенничество, сопряженное с банальным грабежом: когда жулик просит намеченную жертву дать позвонить и скрывается с трубкой. Нередки случаи мобильного аферизма, когда неизвестные по телефону заявляли абонентам, что якобы сотовый оператор с радиостанцией проводил лотерею, а победителями оказались именно они. Для получения приза всего лишь необходимо просто активировать карты экспресс-оплаты на собственный номер. На самом деле деньги от активации поступали на счет мошенников. Аналогичный способ мошенничества: преступники рассылали сообщения множеству владельцев мобильных телефонов, заверяя их в том, что они выиграли подарки в акции какого-нибудь торгового центра. Если абонент заинтересовывался, ему предлагали перевести деньги на определенный счет (чаще всего советовали приобрести карту экспресс-оплаты и сообщить секретный код), чтобы, к примеру, уплатить налог в счет выигранного приза или оплатить доставку товара. Общая непросвещенность населения только на руку мошенникам. Но больше всего от этого страдают несовершеннолетние пользователи. Чаще всего молодых абонентов жулики «подлавливают» на услугах мобильного контента. Реклама в виде SMS предлагает подписаться на получение какого-либо контента — будь то игры, мелодии, картинки. Цена, как правило, ставится ниже, чем у легальных контент-провайдеров. В результате высылается запрос на рассылку. Но ответа никто не получает. Человек пробует еще и еще раз, но безрезультатно. Копейка — к копейке, и с телефонного счета списывается кругленькая сумма. Не осознавая своих действий, дети обогащают телефонных мошенников, а расплачиваются их родители. Кстати, психологи рекомендуют родителям готовить своих детишек не к идеальной жизни, а к той, реально существующей. Со злодеями всех мастей
Но нередко на удочку попадаются и взрослые
Известен случай, когда жулик позвонил на первый попавшийся телефон и, представляясь работником радио, объявил женщине-учительнице о выигрыше в лотерею автомашины «Ока». В ней она не принимала участия, но, желая заполучить ценную вещь, стала играть по правилам мошенника и в общей сложности выложила за призрачный выигрыш сорок две тысячи рублей. Помимо «автомашины», ее вынудили оплатить чью-то путевку в Египет, активировать двадцать семь SIM-карт и кому-то купить железнодорожные билеты в западном направлении. Аферисты до такой степени заморочили голову женщине, что она влезла в серьезные долги, потратила на жуликов все отпускные деньги. Она до сих пор слепо верит в то, что ее никто не обманывает и интересуется у оперативников, «можно ли проверить, существует ли такая фирма, обещавшая ей передать выигранную «Оку"
Cамая большая головная боль операторов сотовой связи — злостные неплательщики. Ситуация усугубляется тем, что многие операторы, желая повысить качество предоставляемых услуг, предлагают тарифы по кредитной схеме оплаты. Как и в случае с банковскими кредитами, мошенники могут действовать разными способами. Например, заключать контракт на покупку мобильного тарифа в кредит, используя документы подставных лиц. Попользовавшись услугами мобильного оператора, жулики исчезают. Возможен и такой вариант развития событий: контракт оформляется по подлинным документам, клиент пользуется связью, но платить не собирается. В последнее время появляется всё больше мошенников, подключающихся к линиям корпоративных клиентов. Большой трафик труднее контролировать, и этим пользуются преступники. Подключаясь к корпоративной линии, они разговаривают за счет крупных абонентов, оставаясь незамеченными. Еще один способ мошенничества, получивший распространение. Абоненту звонят и говорят, что его родственник (сын, муж, брат) попал в переплет (сбил на машине инспектора ГИБДД, пешехода, избил сотрудника милиции