Риэлтор из бывших преподавателей за полгода взяла в долг около 4 млн рублей. Отдавать их она не собиралась.
Раися Яхина в Ялуторовске личность известная. Бывший преподаватель обществознания и истории в местном училище, в 2008 году решила резко сменить сферу деятельности и подалась в риэлторы. Сначала все шло хорошо, в доме водились деньги. Но кризис внес коррективы — продажи упали, а запросы Яхиной к тому времени уже выросли.
«Она и сама говорит: „Я умею общаться с людьми, находить общий язык“. Поэтому и получилось, что люди верили Яхиной и давали достаточно крупные денежные средства, — пояснила на процессе гособвинитель Марина Исхакова. — К тому же, как следует из материала дела, все потерпевшие были ранее знакомы с Яхиной, а двое потерпевших и вовсе являются ее родственниками. Остальные были ее клиентами — в разное время она помогала им продать или купить недвижимость».
В Ялуторовский районный суд пришли шестеро потерпевших. Все они давали риэлтору деньги в долг на несколько месяцев, но никто не вернул их обратно. Суммы были разные — от 150 тысяч до полутора миллионов. Яхина одалживала деньги всего на пару месяцев под 5-10%, но, судя по всему, возвращать их не собиралась. Ведь истории как под копирку — когда подходил срок, женщина говорила о финансовых трудностях и просила отсрочку, потом еще и еще, а после и вовсе пропадала.
Юлия Паршукова отдала мошеннице деньги, которые предназначались на покупку дома. Паршуковы участвовали в программе поддержки молодых семей, по которой должны были получить около 900 тысяч рублей. Супруги продали квартиру, в которой жили, и ждали перечисления от государства, когда риэлтор предложила им «крутнуть» полтора миллиона и получить дополнительно 150 тысяч рублей. Написала расписку, по которой обязалась вернуть через два месяца деньги с процентами. Но свои деньги, тем более с процентами, Паршуковы так и не увидели. Дом они все-таки купили, но супругам пришлось брать для этого кредит в банке.
На суде Яхина заявила, что у нее не было умысла присвоить чужие деньги. А причина огромных долгов — жизненные трудности. Она рассказала, что ее муж Анвар, инвалид второй группы, сильно болел. Также у Яхиной была просрочка по ипотеке — за квартиру она не платила целый год. При этом она пыталась заняться бизнесом — открыла в Заводоуковске магазин электротоваров, а затем агентство недвижимости. Но бизнес не пошел — магазин и агентство пришлось закрыть.
Деньги утекали сквозь пальцы. Занимая у знакомых и родственников, Раися Яхина ни в чем себе не отказывала. По словам потерпевших, она производила впечатление успешного человека — носила дорогую шубу, много золота, в ее квартире был сделан хороший ремонт. Это многих подкупало — жертвы мошенницы были уверены, что она хорошо зарабатывает.
Всего за полгода Яхиной удалось присвоить около четырех миллионов рублей. Но пояснить, куда были потрачены деньги, она не смогла. Например, женщина заявила, что 1,5 миллиона, полученные от супругов Паршуковых, она потеряла. Часть заемных денег, якобы ушла на погашение ипотеки, еще немного на ремонт машины, что-то она вкладывала в бизнес, который прогорел.
Риэлтора из Ялуторовска признали виновной по статье 159 УК РФ — мошенничество с причинением ущерба в особо крупной размере. Преступление относится к тяжким. Но суд учел смягчающие обстоятельства — женщина не была ранее судима. А также то, что небольшую часть денег она все-таки вернула своим кредиторам. В итоге Яхину приговорили к 4,5 годам в колонии общего режима. Мошенницу взяли под стражу в зале суда.
Потерпевшие могут никогда не вернуть свои деньги. До уголовного процесса было несколько гражданских дел — суд обязал Яхину рассчитаться с кредиторами. Служба судебных приставов попыталась исполнить решение суда, но, как выяснилось, брать с Яхиной нечего. Квартира в залоге у банка, машина оформлена на мужа. Приставы наведались домой к Яхиной, но ценного имущества там оказалось на 50 тысяч рублей. Их выплатили супругам Паршуковым. Получается, что выплачивать миллионные долги Яхина будет с доходов, полученных ею во время отбывания наказания, а затем с пенсии, до которой женщине осталось всего два года.