Корреспондент "Вслух.ру" разбирался в ситуации, которая стала поводом для возбуждения громкого уголовного дела.
На владельца базы отдыха «Пруд Лесной» Михаила Фатеева завели уголовное дело по поводу двух утонувших отдыхающих. Две трагедии произошли в один день — 16 июня прошлого года. Адвокат потерпевших требует с ответчика в качестве компенсации морального вреда 9 млн рублей. «Дельвер», арендатор пруда Лесной и прилегающей к нему территории, с исковыми требованиями не согласен. Мы выслушали обе стороны конфликта, чтобы понять, кто виноват в гибели людей. Эта история получила общественный резонанс на фоне распространяемой в СМИ информации о том, что базу отдыха и ее пляж хотят закрыть.
У пляжа не было официального разрешения на купание
По словам адвоката потерпевших Максима Еремеева, причиной трагедией стало нарушение регламента: на пляже базы отдыха «Пруд Лесной» должно быть не менее четырех спасателей, однако их было всего двое.
«Понятно, что 10 спасателей держать на пляже невыгодно для бизнеса, — говорит Еремеев. — Директор базы отдыха нарушил регламент, который разработали еще при Советском Союзе. Спасателей на пляже было двое. Однако после возбуждения уголовного дела вдруг начали появляться люди, которые позиционировали себя как спасатели. Они утверждали, что работали в указанный период времени, когда произошла гибель молодых людей. И якобы находились на рабочем месте. Однако в ходе следствия выяснилось, что эти люди давали ложные показания. Также по результатам экспертизы стало ясно, что трудовой договор был фальсифицирован. То есть в „Дельвере“ делали все возможное, чтобы скрыть истинное количество спасателей, дежуривших в тот день на пляже».
Адвокат потерпевших также обратил внимание на тот факт, что в день двойной трагедии у «Дельвера» не было разрешения на эксплуатацию пруда Лесной для массового купания. Это разрешение «Дельвер» не получал от управления Роспотребнадзора с 2020 года.
«Официально пруд был бесхозным, и в то же время огромное количество тюменцев посещали этот пляж, — возмущается Еремеев. — Отдыхающим оказывали платные услуги».
Адвокат Максим Еремеев пояснил, что на базе отдыха «Пруд Лесной» в тот роковой день отдыхала группа школьников, они закончили девятый класс, были вместе с сопровождающими из числа родителей. Выезд группы был неофициальным, договоров на сопровождение детей никто не составлял, поэтому, по словам адвоката, никаких претензий с юридической точки зрения к сопровождающим быть не может.
«Сопровождение группы было на добровольной основе, — отмечает адвокат. — Две мамы из родкома поехали с детьми, и никаких обязанностей у этих двух женщин нет и быть не могло. Второй момент — из материалов уголовного дела установлено, что в присутствии сопровождающих несовершеннолетние не распивали спиртные напитки».
Охрана базы отдыха не пускала маму для опознания сына
То, что утонувший ребенок до трагедии употреблял спиртное, причем в большом количестве, выяснится уже в результате медицинской экспертизы.
Максим Еремеев не стал уточнять, сколько промилле обнаружил эксперт в организме подростка, акцентировав внимание на другом.
«Одно дело, когда группа подростков вместе с сопровождающими выезжает на дикий пляж, где происходит трагедия, в этом случае вся ответственность лежит на сопровождающих, — говорит Еремеев. — На базе отдыха есть и охрана, и спасатели. Согласно их инструкций нахождение человека в состоянии алкогольного опьянения недопустимо. Тем не менее, это произошло, поэтому вся ответственность лежит на «Дельвере».
Адвокат еще раз подчеркнул, что в присутствии сопровождающих никто из подростков не пил спиртное.
«Нужно понимать, что подросткам не три-пять лет, поэтому их вещи никто не проверял, спиртное они могли принести с собой, — убеждает защитник. — Задача же спасателей — наблюдать за территорией пляжа и пресекать любые попытки опасных действий. Кстати, в этот же день на этом же водоеме во время купания погиб 22-летний парень. Он был трезвый. Не понимаю, для чего тогда вообще нужны спасатели!»
Самое возмутительное, по словам Максима Еремеева, то, что на следующий день охрана не пропустила маму погибшего ребенка и его сестру на опознание, просили заплатить за вход 300 рублей.
«И в тот день, и позднее в „Дельвере“ не пытались связаться с родственниками потерпевших», — отмечает адвокат.
Если подытожить позицию потерпевших, то всю вину за случившееся они возлагают на базу отдыха. При этом в обоих случаях утонувшие до трагедии были на пляже не одни. В компании друзей и родных отдыхал и 22-летний погибший.
Сколько должно быть спасателей на пляже
Позицию «Дельвера» корреспонденту «Вслух.ру прокомментировал адвокат Александр Занько: «Согласно постановлению правительства Тюменской области № 381, на каждые 50 метров пляжа полагается по одному спасателю. Территория пляжа — 231 метр. Если расставлять спасателей от границы пляжа, то так и получается — необходимо 4 или 5 человек, а если отступить от границ пляжа 50 метров, то нужно 3 спасателя. И это по документу тоже будет правильно. Однако постановление Тюменской области — не единственный регламент. Есть еще ГОСТ Р 55698-2013, национальный стандарт РФ (положение этого стандарта распространяется на услуги пляжей, предоставляемыми организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями). По этому стандарту сотрудники спасательной службы должны находиться не более чем 200 метров друг от друга. При этом количество спасателей должно быть не менее двух одновременно. Как известно, федеральные законы выше региональных, поэтому с точки зрения регламента нарушений по количеству спасателей нет. 16 июня на пляже должны были дежурить три спасателя. Один из них опоздал на работу. Когда искали второго утонувшего, на пляже было три спасателя».
По словам Александра Занько, спасателей и администрацию базы отдыха обвиняют в том, что они должны были не допускать нахождения пьяных в воде. Но эти обвинения от незнания закона. На самом деле закон запрещает спасателям предпринимать какие-либо действия в отношении отдыхающих помимо их спасения. Единственное, что они могут сделать — вызвать полицию. Но это нереально. Кроме того, перед входом на базу отдыха размещены таблички, запрещающие употребление спиртных напитков на всей территории «Пруда Лесного».
«Проблема не в халатности, а в том, что когда в воде находятся от 50 до 100 человек, за всеми не уследить — кто нырнул, а кто вынырнул, — поясняет Александр Занько. — В начале июля на пруду Лесном утонул еще один человек. Так вот, в тот день на пляже дежурили пять спасателей. Их и 10, наверное, было бы мало. Говорить о непрофессионализме не приходится — за лето прошлого года спасатели базы отдыха спасли на пруду Лесном от утопления несколько десятков человек, среди них были и дети. Почему-то об этих случаях не говорят».
По словам Александра Занько, никто один купаться не ходит. Все приезжают компаниями. Как минимум двое. Почему же они не следят друг за другом?
«22-летнего парня можно было спасти, — говорит Занько. — Его друзья заметили, что он тонет. Один из них поплыл за ним, хотел спасти. Плыл долго. Спасателей же оповестили, когда ребята сами не смогли его вытащить из воды. Хотя нужно было сразу позвать профессионалов, а не геройствовать. Неправильные действия друзей привели к трагедии. Спасатель сумел быстро поднять утонувшего, но откачать не смог, так как было уже поздно. Кстати, парень не умел плавать. Об этом следователю сообщил его брат. Тем более, нужно быть еще внимательней к такому человеку, когда он заходит в воду. Еще один момент — парень утонул там, где купаться запрещено, то есть находился за буйками».
Сколько выпили подростки
Что касается гибели подростка, то по результатам экспертизы у него в крови было 2,2 промилле алкоголя, а в моче — 2,7. Пусть горе-сопровождающие и не видели, в каком состоянии был парень до трагедии, но о чем думали его друзья? Он же не один употреблял спиртное?
«Сопровождающие знали о том, что подростки будут употреблять спиртное, — заверяет Александр Занько. — В материалах дела говорится о четырех бутылках шампанского. Зафиксировано также кто их покупал детям. Это был один из родителей. Неужели взрослые не понимали, что подростки будут распивать спиртное рядом у водоема, на оборудованном пляже в жаркий день».
Как пояснил адвокат, к материалам уголовного дела приобщены скриншоты фотографий с телефонов подростков. На них видно, что ребята позируют со стаканами в руках, а на столе в беседке стоят те самые бутылки шампанского.
«По фотографиям понятно: сопровождающие не могли не видеть, что несовершеннолетние употребляли спиртное, ведь они арендовали одну беседку на всех, — замечает Александр Занько. — Есть еще показания свидетеля. Он говорит о том, что после шампанского подростки пошли купаться. Почему сопровождающие сразу не вмешались и не запретили идти в водоем? Почему не объяснили несовершеннолетним, что это может быть опасно?
После купания ребята пили крепкие спиртные напитки. В общей сложности, по показаниям свидетеля, которые также отражены в материалах дела, несчастный до трагедии выпил 4 стакана шампанского и 1,5-2 стакана виски. Отсюда такое количество промилле.
Для понимания: 2,7 промилле — это сильное опьянение, близкое к алкогольной коме. То есть ребенок находился в очень тяжелом состоянии. Его тело нашли в 10 метрах от берега на глубине 1,5 метра. При этом ни взрослые, ни одноклассники понятия не имели, куда он отправился. Хватились искать около 18.00. Кто-то утверждал, что он пошел в лес. До ночи искали в лесу, а нашли на следующее утро, когда начали обследовать водоем. Водолаз случайно задел тело ногой, когда заходил в воду. Тело нашли примерно в 100 метрах от беседки, где отдыхали дети с беспечными сопровождающими.
«Изучив материалы уголовного дела, я обратился с ходатайством в СКР по Тюменской области, чтобы провести проверку и дать юридическую оценку действиям сопровождающих, — отмечает Александр Занько. — Такое же обращение я направил в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России».
Занько опровергает заявления о том, что администрация «Дельвера» не желает общаться с потерпевшими. Он сам неоднократно предпринимал попытки встретиться с ними, однако они отказались, ссылаясь на то, что адвокат Еремеев запретил им вести какой-либо диалог с представителями базы отдыха.
Защитник директора базы отдыха также пояснил, что пруд Лесной отвечает всем требованиям безопасности, и у руководства есть все документы, разрешающие эксплуатацию самой базы отдыха и пляжа. Не было только разрешения на купание в водоеме из-за юридических формальностей, о которых мы расскажем в следующей публикации.
За 2020 и 2021 годы в Тюмени и Тюменском районе утонули 22 взрослых и 3 несовершеннолетних, однако уголовное дело было возбуждено только по одному факту — трагедии на пруду Лесном 16 июня прошлого года.
Фото: Вслух.ру