«Вслух.ру" продолжает совместный проект с объединенной пресс-службой судебной системы Тюменской области - о «расстрельных» и громких уголовных делах из архива судебного ведомства.
С распадом Советского Союза 12 января 1992 года была создана комиссия по вопросам помилования при президенте Российской Федерации. Она предварительно рассматривала ходатайства всех осужденных, отбывающих наказание в стране, и предлагала президенту какой-либо вариант их решения. Только за первые десять лет работы комиссия предложила президенту смягчить меру наказания 57 тысячам осужденных.
Благодаря ее вмешательству не были расстреляны 1,2 тысячи граждан, приговоренных к смертной казни. В том числе и житель Ишима Валерий Соколов, осужденный к расстрелу выездной сессией Тюменского областного суда за серию тяжких преступлений. Однако его адвокату удалось подготовить и направить прошение в только что сформированную комиссию по помилованию осужденных граждан, которая предоставила его на подпись президенту. Стоявший тогда у руля страны Борис Ельцин своим указом помиловал осужденного, заменив ему смертную казнь на 20 лет лишения свободы.
За Ишимом даже в советские времена шла дурная слава бандитского города. Может, сказывалось присутствие в его центре исправительной колонии строгого режима, в шутку прозванной градообразующим предприятием. Еще многие жители Ишима помнят что, в конце восьмидесятых подвигом считалась прогулка законопослушного гражданина по ночному городу. На улицах тогда слонялись группы подвыпивших юнцов-гопников, готовых за рубль растерзать человека. Об одной такой преступной группе из конца восьмидесятых наш рассказ.
Из характеристик
Соколов Валерий Леонидович, уроженец Ишима (29 ноября 1968 года), русский, образование 10 классов. Ранее судим за кражу условно с привлечением к труду на 7 месяцев 9 дней. Освобожден определением Ишимского горнарсуда 9 апреля 1988 года из ИТК-2 Тюмени. Выйдя на свободу, сразу встал на путь совершения преступлений. Родился в семье рабочего. Воспитывался матерью, отца не знает. Плохо учился в школе.
После 8 класса поступил в СПТУ учиться на помощника машиниста, но не проявил интереса к учебе. Недисциплинированный. В 1986 году судим за кражу к двум годам. Отчислен из СПТУ за аморальный поступок с последующей судимостью. Долгое время нигде не учился и не работал. В марте 1989 года осужден к 4 годам лишения свободы, однако, пока шло расследование по другому уголовному делу, вновь совершил преступление. На этот раз он обвинялся в нанесении тяжких телесных повреждений и хулиганстве.
Шалягин Валерий Юрьевич, уроженец города Васильевка Запорожской области (4 июня 1972 года рождения). Образование 8 классов. Учился плохо. Читает мало. В седьмом классе стал прогуливать уроки, а в восьмом с трудом сдал выпускной экзамен. В детстве лечился от сердечного заболевания. К восьмому классу стал грубить взрослым. В 15-летнем возрасте зимой упал на катке и получил закрытую черепно-мозговую травму.
Воровал велосипеды и состоял на учете в милиции за хулиганство на железной дороге. Его старший брат за серию преступлений отбывал наказание в исправительно-трудовой колонии общего режима. Отец умер, мать полгода пролежала в больнице и потеряла контроль над сыном, которого поставили на учет в инспекции по делам несовершеннолетних Ишимского ГРОВД. После восьмого класса поступил в СПТУ учиться на сварщика, но через десять дней заявил, что не может больше учиться из-за тяжелого материального положения семьи и готов идти работать.
С помощью комиссии горисполкома и милиции его удалось пристроить на завод «Ишимсельмаш», откуда его выгнали через три месяца за то, что он угробил электрокар (погрузчик) и взыскали с него 110 рублей на ремонт.
Потом он устроился на местную мебельную фабрику помощником столяра. Судим за кражу с отсрочкой приговора из-за несовершеннолетнего возраста.
Хроника преступлений
С августа 1988 по апрель 1989 года дежурная часть Ишимской милиции только успевала принимать заявления от граждан
о кражах и угонах автомототранспорта. И, как потом выяснилось, во всех эпизодах фигурировали Соколов и Шалягин.
*** В конце августа ночью они забрались в гараж дома по улице Шаронова,15 и угнали мопед «Карпаты». На нем они уехали к кинотеатру «Авангард», где попались на глаза авторитетным гопникам, которые и отобрали у них мопед. Ущерб хозяина 225 рублей.
*** В ночь на 15 октября 1988 года они забрались в гараж кооператива «Урожай» города Ишима и угнали мотоцикл «Урал». Не сумев его завести, бросили на улице Энгельса и, скрывая следы преступления, облили бензином и сожгли. Ущерб хозяин оценил в 396 рублей. Из этого же гаража они украли велосипед «Салют» за 100 рублей.
*** В ночь на 19 сентября те же «герои» залезли в сарай по улице 40-летия Победы и украли мопед «Карпаты», который перегнали на старое кладбище и спрятали, чтобы потом покататься. Однако утром следующих суток на этих воришек нашлись еще одни, которые и украли мопед из тайника. Ущерб хозяину составил 226 рублей.
*** Во второй половине сентября они же из гаража по улице Карла Маркса выкатили автомобиль «Жигули». Однако, не сумев завести двигатель, оставили легковушку у ворот. Правда, украли из нее две звуковые колонки и семь аудиокассет с записями. Ущерб хозяина 375 рублей.
*** Ночью в третьей декаде сентября из гаража во дворе по улице Рокоссовского они угнали мотоцикл «Восход» за 150 рублей и катались на нем более месяца.
**** Примерно в то же время от дома по улице Свердлова угнали «Москвич» и катались по городу всю ночь, а потом бросили его в районе «Целинстроя». Ущерб 300 рублей.
**** В ночь на 30 мая уже 1989 года Соколов со своим подельником из сарая по улице Карла Маркса угнал мопед «Дельта». Накататься парни не успели — были задержаны милицией. Мопед возвращен владельцу, а угонщики, как говорится, попали на карандаш.Ночные охотники на запоздалых прохожих
Но не только мопеды интересовали злодеев. Они не прочь были разжиться деньгами на выпивку и ночами охотились на припозднившихся прохожих.
Около 21 часа 24 апреля пьяные Соколов со Шалягиным в компании таких же гопников Барышникова и Сазонова бродили в поисках жертвы по улице Артиллерийской и на автобусной остановке наткнулись на студента Ишимского сельхозтехникума 1972 года рождения Бориса Годунова.
Как тогда водилось у гопников, чтобы затеять ссору с намеченным в жертву человеком, первыми их фразами были: «Сколько время? или «Дай закурить!». Злодеи били Бориса по лицу, а подоспевший Шалягин несколько раз ударил мотошлемом по голове. Барышников пинал ногами, а Соколов складным ножом ударил несчастного в грудь и левый висок. Ранения оказались смертельными, и Борис скончался в больнице.По заключению судмедэксперта от 28 апреля 1989 года, Соколов причинил Годунову тяжкие телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы с ранением головного мозга и проникающее ножевое ранение грудной клетки с повреждением легкого и сердца.
Налетчики скрылись с места преступления, но вечером уже 10 мая пьяные Соколов и Шалягин на старом кладбище догнали безобидного инвалида с детства Анатолия Рагозина и потребовали у него деньги. Анатолий жил на государственное пособие по инвалидности в 40 рублей и не собирался расставаться со своими деньгами. Тогда Шалягин дважды ударил его кулаком в лицо и, обыскав карманы, забрал два рубля. Злодеи набросились на него с кулаками, а свалив на землю, били ногами. Шалягин же дважды ударил его ножом в спину.
Сломали ему несколько ребер, что привело к разрыву легкого и повреждению печени. От полученных ранений парень потом скончался в больнице.Гнусное преступление
На счету Валерия Соколова и Валерия Шалягина было еще одно гнусное преступление, совершенное около 18 часов 3 марта 1989 года в доме по улице Интернациональной в Ишиме. Будучи пьяными, они в компании своих приятелей-отморозков Александра Соколова (брата Валерия), Андрея Сазонова и Сергея Кравченко совершили акт мужеложества в отношении молодого человека, которого потом избили.
Издеваясь над своей жертвой, Кравченко состриг половину волос на голове потерпевшего, который вырвался и попытался выскочить из дома, но столкнулся в дверях с пьяным Александром Соколовым. Тому не понравился внешний вид наполовину остриженного парня в трико, и… он ударил его складным ножом в левую часть груди. Ранение пришлось на сердце и аорту. От полученного ранения несчастный скончался на месте.
После убийства все четверо погрузили труп на санки, вывезли из ограды дома в сторону детского сада с ясельной группой и закопали в снежном сугробе. Скрывая следы преступления, личные вещи убитого Сазонов сжег в печи.
Ишимские милиционеры вскоре раскрыли это убийство, и обвиняемые оказались на скамье подсудимых. Ишимский горнарсуд назначил Валерию Соколову 4 года лишения свободы в колонии строгого режима, а несовершеннолетним Валерию Шалягину 3 года воспитательной колонии и Андрею Сазанову 2 года воспитательной колонии.
Сергей Кравченко отделался легким испугом — два года лишения свободы условно с аналогичным испытательным сроком. Зная об убийстве, он не сообщил о нем в милицию. Кстати, он успел призваться в армию и потом «мотал срок» под наблюдением командования воинской части.
Привлеченные к суду, они все стеснялись признаться на следствии в акте мужеложества. Родственники убитого парня заявили убийце гражданский иск на 841 рубль (по тем временам большие деньги) возмещения морального вреда и материального ущерба, а с каждого участника преступления потребовали по 64 рубля на погребение.Суд обязал Соколова А.В. пройти принудительное лечение от алкоголизма и взыскал с него 391 рубль компенсации убытков всех потерпевших, а с других подельников — по 12 рублей с каждого.
В ходе расследования убийства молодого человека и совершения в отношении него акта мужеложества оперативники установили причастность Валерия Соколова А.В. и Валерия Шалягина к убийству студента и инвалида, хулиганству, грабежам и серии краж автомототранспорта.
Выездная сессия Тюменского областного суда под председательством Владимира Константиновича Бабинова 21 мая 1990 года вынесла приговор уже осужденным Ишимским горнарсудом Валерию Соколову и Валерию Шалягину. С учетом серии тяжких преступлений и по совокупности совершенных преступлений суд приговорил Соколова к смертной казни с конфискацией имущества, а его несовершеннолетнего тезку Шалягина — к 10 годам воспитательно-трудовой колонии общего режима.Индивидуальное решение президента
Конституция России гарантирует каждому осужденному за преступление гражданину право на пересмотр приговора вышестоящим судом и возможность просить о помиловании или смягчении наказания. С такой просьбой к президенту России через комиссию по помилованию обратился осужденный к расстрелу Валерий Соколов.
В отличие от реабилитации, помилование и амнистия предусматривают только отмену или смягчение наказания и не влияют на оценку виновности преступника. Помилование — индивидуальное решение, принимаемое лично главой государства, который подписал указ о помиловании: «Учитывая возраст Соколова, оставляющий надежду на искупление им вины, помиловать Соколова Валерия Леонидовича, заменив ему смертную казнь двадцатью годами лишения свободы».
Фото: Объединенная пресс-служба судебной системы Тюменской области